|
|
N°125, 14 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Непреклонные Штаты
Вашингтон не спешит расширять Совбез ООН
США не будут поддерживать проект реформы Совбеза ООН, представленный Бразилией, Германией, Индией и Японией. Вчера старший советник госсекретаря США Ширин Тахир-Хели на пленарном заседании Генассамблеи ООН указала на разброд мнений участников форума и высказалась против поспешного выставления документа на голосование. Вопрос реформирования Совбеза дискутируется уже около десяти лет. Остается все меньше надежд, что решение будет найдено к сентябрьскому саммиту-2005 лидеров государств в Нью-Йорке, приуроченному к 60-летию ООН.
Забракованный Штатами проект предусматривает увеличение числа постоянных членов Совбеза на шесть мест и непостоянных -- на четыре. Наряду со странами, представившими проект, постоянное членство должны получить два представителя Африки. Авторы документа оставили в стороне болезненный для старожилов Совбеза вопрос о предоставлении новичкам права вето.
В проекте «четверки» неприемлемой для американцев стала сама идея расширения Совбеза ООН до 25 членов. Вашингтон категорически настаивает на сохранении компактности этого органа, допуская его увеличение по каждой категории членов совета -- постоянных и непостоянных -- максимум на три мандата. Напомним, что ныне в Совбезе пять постоянных членов с правом вето -- Россия, США, Великобритания, Франция и Китай и десять непостоянных, избираемых на два года без права продления их мандата.
В качестве кандидата в постоянные члены Совбеза американцы пока однозначно поддерживают Японию. Как сказали «Времени новостей» источники в структурах ООН в Нью-Йорке, «появились признаки симпатии США и по кандидатуре Индии», но не более того.
Однако кандидатура Японии вызывает негативное отношение ближайших ее соседей, прежде всего Китая. Конечно, Пекин не может в этом вопросе использовать свое право вето -- оно действует лишь в Совбезе , но не на Генассамблее ООН, которая будет голосовать по поводу расширения рядов Совбеза. Но многоступенчатая процедура реформирования ООН, требует безусловной ратификации окончательного варианта реформы ООН парламентами всех пяти постоянных членов Совбеза. И шансы на его прохождение через подконтрольное правящей компартии Всекитайское собрание народных представителей приближаются к нулю.
Как подчеркивают источники «ВН» в ООН, у американской и российской позиции все же есть «общий знаменатель». В частности, Москва и Вашингтон очень осторожны в подходах к реформированию Совбеза. Обе страны считают этот процесс «не самоцелью, а необходимым элементом комплекса реформ всей системы ООН».
Позицию Москвы на Генассамблее уже изложил постпред России в ООН Андрей Денисов. Он заявил о готовности поддержать любой вариант реформы при «максимально широком согласии» с ним в ООН. Тем самым российская дипломатия дает понять, что Москву не устроит формальное утверждение схемы реформирования Совбеза двумя третями голосов 191 участника Генеральной Ассамблеи. Ведь в этом случае может оказаться не услышанным мнение меньшинства, в рядах которого могут оказаться влиятельные страны -- такие, как Испания, Италия или Южная Корея.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ