|
|
N°125, 14 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В чешуе как жар горя
«Фантастическая четверка» на московских экранах
Сбылась мечта изобретателя Ричардса (Йоан Гриффитт): глава могущественной корпорации Виктор фон Дум (Джулиан Макмаон) финансирует его путешествие в центр космических бурь, где ждет своего часа секрет генетического кода человека. Две недели в космосе -- «и земные дети станут здоровее, сильнее и счастливее». В команду Рида входят его лучший друг, астронавт Бен Гримм (Майкл Чиклис), бывшая девушка Ричардса Сью (Джессика Альба) и ее молодой брат Джонни (Крис Эванс). В самый ответственный момент корабль попадает под массированное облучение, результаты которого становятся понятны уже на Земле. ДНК астронавтов претерпевает невероятные метаморфозы -- и вот уже Ричардс получает способность растягивать свое тело подобно Бумеру из рекламы жевательных конфет и крутить из конечностей морские узлы, за что получает прозвище Мистер Фантастик; Сью становится Невидимой да вдобавок начинает управлять силовыми полями; Джонни оказывается Факелом, по желанию превращаясь в «большой огненный шар» из рок-н-ролла Джерри Ли Льюиса, а ближе к концу еще и осваивает свободный полет. Но больше всего достается Бену Гримму, который попросту превращается в каменного истукана, этакое ходячее Добро с большущими кулаками, к тому же он в отличие от своих коллег еще и не способен развоплощаться по собственному желанию. Но все это только начало -- теперь они уже не просто друзья. Они Фантастическая Четверка. И в этом безумном, безумном, безумном мире им явно найдется работа.
В принципе в определенных кругах все это уже давно считается классикой. «Фантастическая четверка» родилась в 1961 году и оказалась первой в славном реестре «семейств» компании Марвел -- именно с этого момента в комиксах стали задавать тон уже не столько принципиально одинокие супергерои, а самые невероятные семьи-кланы-бригады, состоящие из обладателей сверхъестественных способностей. Квартет облученных астронавтов был первым, но гораздо дольше своих соратников по комиксовому цеху дожидался широкоэкранной инкарнации. До сего момента Факел, Существо и все остальные совершали подвиги только в рамках мультипликационных телесериалов, а в 1994 году с экранизацией детища Стэна Ли и Джека Кирби произошла история и впрямь фантастическая и аналогов в мировом кинопроцессе вроде бы не имеющая. За полтора миллиона долларов группа товарищей (среди которых был и неутомимый Роджер Корман) сварганила совершенно невероятный, судя по всему, фильм, который никогда не планировали выпустить в прокат и вообще когда-либо показывать: картина была запущена в производство только для того, чтобы уложиться в определенные сроки, -- в противном случае студия бы потеряла права на персонажей. Эта подложная «Четверка» до сих пор имеет хождение в кругу фанатов трэша и, если верить счастливым очевидцам, оставляет далеко позади такую общепризнанную классику плохого кино, как «План 9 из открытого космоса» и «Робот-монстр». Например, чтобы изобразить Невидимую, хитрецы-бутлеггеры не забивали себе голову мыслями о спецэффектах, а просто не выпускали артистку на площадку -- эффект невидимости таким образом достигался полнейший.
В новой, настоящей «Четверке», поставленной Тимом Стори («Парикмахерская», «Нью-йоркское такси»), бюджет которой в сто раз больше, чем у суррогатного предшественника, со спецэффектами (в том числе теми, что касаются исчезновения из кадра) все в полном порядке. Как, впрочем, и со всем остальным: трудно поверить, но именно «Фантастическая четверка», казалось, самый однозначный и необязательный летний блокбастер этого года, выглядит едва ли не единственным по-настоящему симпатичным и вменяемым зрелищем. Как минимум фильм не пытается притвориться чем-то большим, чем он есть на самом деле, и не обещает ничего, кроме того, что на самом деле может предложить. Все-таки первоисточником является не какой-нибудь сверхэстетский «графический роман», а поточная (пусть и высочайшего класса) серийная продукция. Никакой сверхидеи, кроме демонстрации чудо-возможностей во всей красе, нет по определению -- время от времени герои, правда, разражаются душеспасительными тирадами о дружбе, взаимовыручке и неизбывном вреде эгоизма, но рассердиться на них не успеваешь. Зато авторы сценария (среди которых не без удивления обнаруживается Марк Фрост, соратник Дэвида Линча и соавтор «Твин Пикс») не поскупились на действительно забавные шутки, в основном связанные с применением суперменских сил в обыденной жизни. Так что на радость публике любвеобильный Факел преспокойно растапливает для себя и очередной медсестрички термическую купаленку прямо на сноубордной трассе, а Существо откусывает зубцы вилки вместе с салатом. Именно повседневное поведение супергероев оказывается самым интересным, и поэтому когда на авансцену выходит неизбежный злодей (им оказывается фон Дум, также попавший под излучение и превратившийся в цельнометаллического генерал-кибернатора), то кажется, что в нем по большому счету нет необходимости. Тем более что он все равно вышел довольно невыразительным. Но дела это не портит, тем более что столь же неизбежная финальная схватка поставлена с изрядными изысками.
Приятно и то, что авторы «Четверки» не переборщили по обыкновению с киношными отсылками (разве только аппарат по превращению чудо-мутантов в обычных людей кажется похожим на научную камеру из «Серебряных голов» Евгения Юфита, а иные выражения каменной физиономии Существа вызывают сладостные воспоминания об истинном облике космических пиратов в «Гостье из будущего») и не превратили «Четверку» в капустник. Вместо того чтобы копировать чужие выдумки, фильм Стори предоставляет такую возможность своим последователям -- но теперь уже в отношении собственного детища. Многие эпизоды как будто специально заточены под грядущие пародии, которые явно не заставят себя ждать, и таким образом, фильм Стори явно останется в памяти и анналах гораздо дольше, чем его не в меру концептуальные конкуренты.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ