|
|
N°124, 13 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моральное давление
ЦБ торопит банки начать работу с бюро кредитных историй
Надзорный блок Центробанка начинает загонять банкиров в еще не сложившуюся систему бюро кредитных историй (БКИ). По закону банки должны с 1 сентября обмениваться информацией о заемщиках хотя бы с одним кредитным бюро. Вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов пообещал, что к банкам, игнорирующим это требование, будут применяться меры воздействия, начиная с «морального давления».
Закон «О кредитных историях» был принят Госдумой в декабре прошлого года и вступил в силу с 1 июня. Он позволяет создавать кредитные бюро частным лицам, организациям, а также госбанкам (при этом доля одного лица или группы аффилированных лиц в капитале кредитных бюро не должна превышать 50%) и требует от банков предоставлять информацию о заемщиках, давших соответствующее согласие, хотя бы в одно БКИ. Андрей Козлов вчера назвал создание системы кредитных историй «одной из самых интересных и крупных инициатив в Российской Федерации».
«К 1 сентября каждый российский банк обязан выбрать кредитное бюро, в которое он будет подавать информацию (о заемщиках. -- Ред.), -- заявил первый зампред ЦБ на конференции «Банк в системе обмена кредитными историями». -- Центральный банк будет смотреть за тем, чтобы банки выполняли как минимум этот пункт закона. Неисполнение закона -- это непредоставление соответствующей информации». В беседе с журналистами он пояснил, что по закону о Центральном банке к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы, могут применяться «все меры воздействия, за исключением отзыва лицензии».
В частности, ЦБ имеет право потребовать от банка устранить нарушения, оштрафовать его на сумму до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. Впрочем, первый зампред Центробанка не исключает, что надзор будет ограничиваться «моральным воздействием». На Неглинной могут прибегнуть не только к репрессивным мерам. По словам г-на Козлова, Банк России, возможно, будет рекомендовать коммерческим банкам учитывать наличие кредитной истории заемщика при формировании резервов на возможные потери по ссудам.
Спешку ЦБ с введением системы кредитных историй г-н Козлов объяснил еще в июне. По официальным данным Банка России, рынок розничных кредитов к началу этого года достиг 619 млрд руб., увеличившись за год более чем вдвое. «Быстрый рост потребительского кредитования ведет к значительному увеличению рисков, -- говорил зампред ЦБ. -- Разумеется, это связано с отсутствием действенной системы распространения информации о заемщиках, бюро кредитных историй... Если потребительское кредитование будет развиваться такими же высокими темпами, как сейчас, лет через пять мы столкнемся с отсутствием у населения финансовой возможности оплачивать свои долги».
Пока на рынке есть два крупных БКИ, технологически готовых выполнять требования закона. В конце прошлого года было основано ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), созданное под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ) 12 банками-учредителями в партнерстве с международным оператором кредитных бюро Trans Union CRIF. Одновременно о выходе на рынок объявило бюро кредитных историй «Экспириан-Интерфакс», по 50% в котором принадлежит информационной группе «Интерфакс» и британской компании Experian. Кроме того, о планах создать собственные кредитные бюро летом объявили два лидера розничного кредитования -- банк «Русский стандарт» и Сбербанк, первоначально участвовавший только в проекте НБКИ. Президент АРБ Гарегин Тосунян вчера сообщил, что «Сбер» подпишет с НБКИ эксклюзивный договор, но будет делиться только негативной информацией о частных заемщиках. «Этой логике последовал бы любой из вас, если бы имел 54% информации (о заемщиках. -- Ред.)», -- считает г-н Тосунян.
Андрей Козлов уверен, что «создавать много маленьких кредитных бюро экономически нецелесообразно». Впрочем, сейчас даже пионеры этого рынка не могут начать работу, поскольку правительство все еще не определило уполномоченный орган, ответственный за надзор над БКИ, и не приняты необходимые нормативные акты. Замглавы Федеральной службы по финансовым рынкам Бембя Хулхачиев вчера дал понять, что таким органом будет его ведомство. «Если такого решения (о создании надзорного органа. -- Ред.) не будет до 1 сентября, никакого смысла в том, чтобы применять к банкам меры воздействия, не будет», -- отмечает зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ