Время новостей
     N°124, 13 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.07.2005
Рука берущего
В стране меняется механизм государственных закупок
Cегодня Совет Федерации должен рассмотреть закон о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Жесткий контроль за госзакупками -- это не только экономия казенных денег. Это и качество товаров, приобретаемых государством для граждан: школьников, пациентов больниц, военнослужащих, владельцев муниципального жилья, пассажиров городского транспорта.

На госзакупки в нынешнем году выделен 1 трлн руб. -- почти треть бюджетных расходов. Мировой опыт говорит о возможности сокращения госрасходов при эффективном использовании конкурсных процедур на сумму до 20% от цены закупаемых товаров. У нас в стране разница между ценой товара при госзакупках и его продажей на рынке не превышает 5%. По данным заместителя министра экономического развития Андрея Шаронова, при прозрачном механизме госзакупок казна может экономить в год до 100 млрд рублей.

Хотя требование проведения госзакупок на основе конкурса было введено еще в 1997 году, госзаказчики нашли массу лазеек, чтобы работать со «своими» поставщиками. Объявления о конкурсах публикуются в малотиражных газетах, в год из 900 тыс. процедур закупок треть проходит при единственном поставщике, и это обычно обусловлено «срочной» потребностью. На открытых конкурсах ведомствами закупается лишь 8--9% товара, но и там большинство конкурсов выигрывают государственные унитарные предприятия.

Если новый закон примут окончательно, каждое ведомство будет обязано вывешивать на своем сайте информацию о намерении купить тот или иной товар, если его стоимость превышает 60 тыс. руб. Правила размещения заказов на товарных биржах и система проведения конкурсов станут четко формализованными. Будет введена аукционная система закупок, когда победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену контракта. Закон обяжет органы власти создать реестры «недобросовестных поставщиков», которые также должны будут размещаться на официальных сайтах ведомств Российской Федерации, региона или муниципалитета.

Правда, как говорят эксперты из комитета Торгово-промышленной палаты по развитию биологической и медицинской промышленности, занесение поставщика на два года в реестр недобросовестных не в судебном, а в административном порядке нарушает нормы гражданского законодательства. К тому же использование Интернета может привести к злоупотреблениям и недобросовестной конкуренции.

По новому закону госзаказчики будут обязаны размещать не менее 15% заказа у предприятий малого бизнеса. Преимущества при размещении заказов, как сказано в законе, предоставляются предприятиям пенитенциарной системы (колоний) и инвалидов.

Административная ответственность за неправильно проведенные конкурсы повысится до 200 МРОТ. Правда, пока непонятно, кто будет надзирать за госзаказчиками. Вполне возможно, эту функцию поручат федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Отдельно оговариваются случаи размещения заказа единственному поставщику. Это будет возможно, если товар приобретается у естественной монополии, если выкупаются культурные ценности, если поставщик обладает исключительными правами на товары или когда ведется так называемая работа «по поддержанию мобилизационных мощностей».

Появилась в законе и отдельная оговорка в адрес госзаказчиков, практикующих неуплату по поставкам, что особо важно для предприятий оборонно-промышленного комплекса, долги государства перед которыми висят мертвым грузом много лет. Теперь за просрочку оплаты за поставку будут начисляться пени. Невозможно станет также заключить контракт о госпоставках с организацией-банкротом и организацией, на имущество которой наложен арест.

Предпринята попытка пресечь махинации со срочными госзакупками, когда после катастрофы экстренно подбираются поставщики на восстановление жилья или поставку товаров потерпевшим по время землетрясения, наводнения и прочих катаклизмов. Новый закон обяжет проводить предварительный квалификационный отбор поставщиков, способных в случае необходимости в срочном порядке выполнить заказ.

Доска почета и позора

По данным рейтинга открытости конкурсных торгов, составленным бюллетенем «Конкурсные торги», среди первой десятки лучших госзаказчиков -- администрация Дубны, Мордовский госкомитет по организации торгов, управление здравоохранения Усть-Илимска, департамент здравоохранения Ярославской области. За исключением управления начальника связи Вооруженных сил в первой десятке нет федеральных организаций.

Зато в top-10 самых закрытых организаций, наоборот, почти одни федеральные заказчики: ФГУ «Государственный Кремлевский дворец», ГУ «Управление автомобильной автомагистрали «Колыма», войсковая часть №86852 (г. Москва), ГУ минюста Свердловской области, ФГУ «Управление по эксплуатации зданий Госдумы», Управделами президента, Северо-Западное окружное управление Федерального агентства по государственным резервам. На 11-м и 12-м местах МВД России и Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны.

Чиновникам станет сложнее получать ренту

Игорь НИКОЛАЕВ, руководитель департамента стратегического анализа ФБК:

-- Проект закона, конечно, лучше, чем действующая ныне система, но неудовлетворительное функционирование системы закупок зависит не только от несовершенства законодательной базы. Госзакупки являются одним из механизмов получения чиновниками статусно-административной ренты, без изменения мотивации чиновников результата достичь сложно. Им просто станет более сложно получать статусную ренту. Базисная система существования всех пороков этой системы не ликвидируется. Если бы ответственность за неправильно проведенный конкурс была повышена не до 200 МРОТ, а в несколько тысяч раз, это помогло бы исправить мотивацию чиновников. Объемы санкций за нарушения и то, что выигрывает чиновник на ренте, должны быть сопоставимы.

Неоправданно было бы возлагать излишние надежды на этот закон, в том числе и на вводимую систему аукционов. На месте госзаказчика легко обойти аукционную систему и организовать закупку в форме конкурса: если я доказываю, что продукция не стандартизирована, я закажу мясные консервы для службы тыла с ингредиентами, которых заведомо нет, а значит, аукцион невозможен.

Если взять отдельный пласт госзаказа, например на научные разработки, то непонятно, почему не введено очень простое требование публикации результатов конкурсов по исследовательским работам. Если бы это было сделано, очень многие, кто выигрывает подобные конкурсы, предоставляя под титульным листом полторы страницы текста, отказались бы от таких затей.

Анна ЗОЛОТАРЕВА, эксперт Института экономики переходного периода:

-- Законопроект значительно сократит такое распространенное явление, как закупки у "своего" поставщика. Предусматривается, что правительство установит порядок оценки заявок на участие в конкурсе, включая дифференцированные значения критериев оценки по видам товаров, работ и услуг. Однако реалистичность этой нормы сомнительна, так как значимость различных критериев оценки зависит от конкретных нужд поставщика: в каких-то случаях большее значение имеет срок поставки, в каких-то -- качество товара. Более реалистичным подходом было бы сохранение за заказчиком права устанавливать виды и значения критериев оценки для каждого конкретного конкурса при условии их обязательной предварительной публикации.

Ирина СКЛЯРОВА