|
|
N°124, 13 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Для революции нет недовольства населения»
Насколько широка электоральная база белорусской оппозиции? И есть ли в Белоруссии предпосылки для «цветной революции»? Об этом в интервью корреспонденту "Времени новостей" в Минске Ольге ТОМАШЕВСКОЙ рассказал белорусский политолог Владимир ДОРОХОВ.
-- Как вы оцениваете действия оппозиции по расширению электоральной базы?
-- Боюсь, что демократическим лидерам будет сложно выйти за рамки набивших оскомину идеологических штампов и переломить настроение рядовых избирателей. На критике властей и общих фразах о пользе демократии и рынка далеко не уедешь. Белорусские оппозиционеры -- достойные и умные люди, они говорят правильные вещи, но этого мало. Оппозиция хорошо знает проблемы белорусов, но все-таки остается не очень понятной народу. Но главная проблема даже не в этом. Нужны идеи, которые могли бы зажечь людей, перспективы, в которые поверят. Тогда лидер будет поддержан обществом.
Большая проблема -- налаживание полноценных связей с избирателями. Сначала оппозиция рассчитывала получить эфирное время на государственных радио- и телеканалах. Теперь появилась надежда, что ситуацию изменит вещание на Белоруссию из-за рубежа. Но если таковое и начнется, его будет недостаточно для развертывания широкой агитационной кампании. А агитация путем обхода избирателей от двери к двери -- трудоемкое и неблагодарное занятие.
-- Но готовы ли люди поддержать оппозицию?
-- Сегодня оппоненты президента Лукашенко могут рассчитывать на так называемый твердый демократический электорат -- это 30% имеющих право голоса. И если оппозиция останется в плену демократических догм начала 90-х, эта цифра вряд ли вырастет. Сейчас бессмысленно предлагать рабочим массовую приватизацию и сокращение занятости, колхозникам -- уменьшение дотаций в сельское хозяйство, военным -- вступление в НАТО. С такими лозунгами проблематично бороться даже за тех избирателей, которые не являются убежденными сторонниками Лукашенко.
-- Есть ли среди вероятных кандидатов в президенты люди, которые могли бы составить реальную конкуренцию Лукашенко?
-- Любому демократическому кандидату будет нелегко бороться с Лукашенко. Сегодня Александр Лукашенко выражает интересы значительной части населения, у него есть консолидированный и дисциплинированный электорат. Нынешняя оппозиция не является системной, она не представлена в парламенте, у нее нет рычагов влияния на повседневную жизнь избирателей. Ее базовые принципы не совсем вписываются в систему ценностей миллионов белорусов, особенно людей пожилого возраста. Едва ли кто-то сможет составить полноценную конкуренцию Лукашенко.
-- Представители оппозиции говорят, что выборы могут быть сфальсифицированы, поэтому важно не только победить, но и отстоять победу путем проведения акций гражданского неповиновения...
-- Эта стратегия уже опробована в постсоветских странах -- Грузии, Украине, Киргизии. В Белоруссии после референдума 2004 года (на нем Лукашенко получил возможность баллотироваться на всех предстоящих президентских выборах. -- Ред.) также проводились акции протеста. Но в них принимало участие не более тысячи человек. Я скептически отношусь к возможности повторения в Белоруссии «цветной революции». И на то есть причины -- не решен вопрос единства оппозиции, белорусская номенклатура и особенно силовые структуры находятся под жестким контролем главы государства и вряд ли в решающий момент поведут себя по украинскому сценарию. В Белоруссии нет территории, аналогичной Западной Украине, которая всегда была оплотом оппозиции, нет демократических олигархов с большими финансовыми возможностями и своего "Пятого телевизионного канала". Но главное -- для революции нет основной предпосылки: широкого недовольства населения политикой властей. Сами же по себе ни деньги, ни технологии не принесут результата, пока большинство избирателей не будет считать, что Лукашенко плохо управляет страной.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ