|
|
N°123, 12 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Здесь пол-России выкупили, а нам говорят про участок"
Корреспонденты "Времени новостей" решили поинтересоваться мнением политиков и независимых экспертов об уголовном деле против Михаила Касьянова.
Михаил ГРИШАНКОВ, председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции, член фракции «Единая Россия»:
-- Разве это нормально, когда земельные участки, которые принадлежат государству, оперативно приватизируются и оказываются в собственности крупных чиновников? Из того документа, который Хинштейн представил в Генпрокуратуру, совершенно очевидно, что есть все основания, чтобы задавать Касьянову вопросы. Что касается вопроса о политическом характере дела, вольно или невольно любое дело, связанное с действующими или бывшими политиками, имеет политическую окраску. Даже если бы Касьянов ранее не заявлял о том, что он собирается, возможно, баллотироваться в президенты, эта окраска была бы. Ничего страшного в возбуждении уголовного дела я не вижу. А если Касьянов готов открыто ответить на все вопросы, я думаю, что они будут сняты.
Николай КУРЬЯНОВИЧ, депутат фракции ЛДПР, член комитета Госдумы по безопасности:
-- Я злорадствовать не буду, но считаю, что справедливость должна восторжествовать и к упряжке Касьянова нужно прицепить Ельцина, Горбачева, Шеварднадзе и других творцов перестройки. А также творцов дефолта. По Шеварднадзе, кстати, могу сказать, что мы намерены требовать выдачи этого военного и государственного преступника. Что касается Касьянова, хотелось бы верить, чтобы это нанесение превентивных ударов было не в преддверии "оранжевой революции". Хорошо бы, чтобы Ходорковский и Касьянов не были бы единичными случаями. Это должна быть планомерная системная работа, которая коснулась бы и Абрамовича, и Дерипаски, и других. Но пока, к сожалению, стоит отметить, что возбуждение уголовного дела связано с желанием Касьянова баллотироваться на пост президента. Конечно, его нельзя считать реальным кандидатом. И все же его хотят нейтрализовать, опорочить в лице общественного мнения. К тому же по нашему законодательству человека не могут зарегистрировать в качестве кандидата в президенты, если суд вынес ему обвинительный приговор. Если заниматься Касьяновым, его ждет приговор не менее суровый, чем Ходорковского.
Виктор ИЛЮХИН, депутат фракции КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности:
-- Я нисколько не удивлен тем, что прокуратура возбудила уголовное дело, поскольку в чистоплотности и законопослушании Михаила Михайловича я всегда сомневался. Но думаю, что в это чисто правовое уголовное дело все-таки подмешана политика. Касьянов заявил о себе как о возможном и скорее всего реальном кандидате от правых сил на президентских выборах в 2008 году. Сегодня у «Единой России» какой-либо достойной кандидатуры нет, и они начинают руками прокуратуры расправляться с возможными серьезными соперниками. Все-таки слишком ничтожный повод -- какой-то земельный участок, который Касьянов выкупил, будучи премьером, с некоторыми нарушениями. Здесь пол-России выкупили, а нам говорят про участок. Думаю, что правым, которые сегодня достаточно активны в критике президента, дали понять: ведите себя в тех рамках, которые мы вам определили. Такова уж российская демократия. Не исключаю, что это уголовное дело -- только начало, и будут еще более громкие обвинения в отношении Касьянова. Могут вернуться к обращению, подготовленному нами -- группой депутатов, членов комитета по безопасности. Мы просили Генпрокуратуру проверить законность перечислений в фонд, созданный Касьяновым для собственных выборов. Но тогда никакой реакции не было. Я думаю, что все эти материалы будут подняты. К сожалению, Генеральная прокуратура у нас работает по заказу.
Борис НАДЕЖДИН, член политсовета партии «Союз правых сил»:
-- Была такая практика, когда крупные чиновники оформляли себе всякого рода личные прелести типа земельных участков, квартир и т.д. некоторыми особыми путями. Когда я сам работал в правительстве, через меня многократно проходили подобного типа решения -- когда что-то казенное в порядке исключения приватизируется каким-то таким образом. Поэтому ничего необычного с точки зрения практики в этом нет. Но, как всегда, суровая карающая рука "неподкупной", "непредвзятой" и "независимой" российской правоохранительной системы почему-то пала именно на Михаила Михайловича Касьянова. К чему бы это? Вижу здесь некий положительный фактор. Думаю, теперь Михаил Михайлович гораздо резвее и бодрее будет участвовать в политической жизни.
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
-- Я считаю, что это дело -- политическое. Оно, на мой взгляд, очень перекликается с ситуацией в Белоруссии, когда там во второй половине 90-х годов очень активизировался бывший премьер Михаил Чигирь, который оппонировал президенту Лукашенко. Он был обвинен в уголовных преступлениях и практически перестал быть реальной политической фигурой. Что касается предмета уголовного дела: во-первых, нашли то, что сейчас можно раскрутить. Во-вторых, проблема обвинений против Касьянова всегда состояла в том, что они были непонятны для простого человека. Только специалист мог разобраться, о чем идет речь и кто у кого что украл. А с земельным участком все четко и понятно. Это хороший пиаровский ход. Я думаю, у Касьянова есть хороший шанс на президентских выборах, и этим объясняется возникновение у него подобных проблем.
Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, председатель экспертного совета организации малого и среднего бизнеса «Деловая Россия»:
-- Я бы не стал делать какие-либо выводы, это дело политиков. Имеет ли подобная информация политическую подоплеку, всегда зависит от того, в какое время она появляется. Если такая информация выплескивается сразу после некоторых выступлений лиц, которых начинают в чем-то обвинять, то, безусловно, связь с политикой есть. Если же информации о возбуждении уголовного дела предшествует вскрытие фактов, что данная фигура в чем-то замешана, то связи с политикой здесь нет.
Александр ШОХИН, глава Координационного совета предпринимательских сообществ:
-- Во-первых, у нас достаточно много нарушений закона как предпринимателями, так и политиками. Поэтому когда появляются претензии к конкретному человеку, сразу возникает мысль об избирательном применении права. Так было с делом ЮКОСа, так же и сейчас. Во-вторых, Михаил Касьянов не единственный, кто приватизировал бывшую госсобственность. Многие политики такого ранга -- бывшие министры, премьеры и даже экс-президенты -- получали собственность из рук государства по аналогичным схемам.
Эти два фактора дают возможность трактовать дело против Михаила Касьянова как политическое. Тем более по депутатскому запросу могла бы быть начата прокурорская проверка, а не сразу возбуждено уголовное дело. Такая оперативность наводит на мысль, что прокуратура была готова к подобному повороту событий. Впрочем, наличие политической подоплеки не означает, что оснований для проверки нет.
Но я не исключаю, что это своеобразная проверка на вшивость. У Михаила Касьянова сейчас есть альтернатива -- карьера политика или замечательная дача в Троице-Лыкове.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Ирина СКЛЯРОВА, Вера СИТНИНА