|
|
N°123, 12 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обыкновенные убийцы
Суд решил, что узбекских гастарбайтеров сожгли не расисты, а вымогатели
Московский областной суд вчера вынес приговор по скандальному делу двух жителей Подмосковья, обвинявшихся в зверском убийстве на почве национальной ненависти. По версии прокуратуры, год назад они заживо сожгли двух граждан Узбекистана. С тем, что убийство с особой жестокостью действительно совершили обвиняемые Денис Ермошин и Антон Кузнецов, суд согласился, приговорив их к 17 и 14 годам колонии строгого режима соответственно. Однако при этом суд не нашел в действиях подсудимых каких-либо расистских мотивов, постановив, что на убийство молодые люди пошли только потому, что узбеки не согласились дать им 100 долларов.
Эта трагедия разыгралась на одном из дачных участков в деревне Слобода Ленинского района Московской области 21 июня прошлого года. В три часа утра пятеро молодых людей, среди которых были Ермошин и Кузнецов, пришли к строящемуся дому, где временно проживали четверо строителей из Узбекистана.
Они стали требовать от узбеков выйти и дать им 100 долл. При этом молодчики выкрикивали оскорбления националистического характера. Узбеки, которым за время их пребывания в России не раз приходилось сталкиваться с «наци», испугались, что их изобьют, и выходить не стали. Тогда молодые люди стали угрожать, что спалят дом и сожгут всех заживо. Позже Ермошин, оправдываясь перед следователями, утверждал, будто бы рабочие, которые раньше работали у его родителей на огороде и «ничего толком не делали», остались должны его семье, потому он и пришел требовать долг. В прокуратуре, правда, сложилось иное мнение: «испытывая неприязнь к представителям народов Средней Азии, они решили под надуманным предлогом потребовать деньги у узбеков».
От угроз преступники быстро перешли к делу. Кувалдой они выбили входную дверь и закинули внутрь две горящие тряпки, пропитанные масляной краской. Помещение тут же заполнилось едким дымом, но запершиеся на втором этаже рабочие по-прежнему выходить отказывались. Тогда Кузнецов приказал трем своим приятелям сторожить калитку на случай, если узбеки решат спасаться бегством, а сам вместе с Ермошиным зашел в дом. С помощью факелов, изготовленных из черенков лопат и пропитанных керосином тряпок, они подожгли валявшиеся на полу матрасы, мебель и сумки с вещами рабочих. Деревянное строение моментально загорелось, а преступники убежали. Узбеки выскочили из комнаты и увидели, что лестница охвачена пламенем. Двое из них -- супруги Шариповы -- стали продираться сквозь огонь, лестница провалилась, и они упали вниз. С ожогами и ушибами они все-таки выбрались на улицу. А вот 35-летнему Эргашу Гадоеву и 32-летнему Нафидину Алиеву спастись не удалось. Спуститься на первый этаж они не смогли, он был уже полностью охвачен огнем. А выпрыгнуть со второго этажа не давали стоявшие на окнах металлические решетки. Все, что им оставалось, это кричать о помощи, но она подоспела слишком поздно. Эргаш Гадоев задохнулся в дыму, Нафидин Алиев скончался от сильных ожогов.
Убийцы не боялись возмездия, будучи уверенными, что у граждан Узбекистана нет регистрации и разрешения на работу и потому жаловаться они не станут. Но областная прокуратура встала на защиту гастарбайтеров. Кузнецов и Ермошин в зверском убийстве признаваться отказывались, говорили, что пожар возник случайно, но суд счел их вину полностью доказанной. «Подсудимые совершили убийство с особой жестокостью, осознавая, что сожжение заживо -- это мучительная смерть», -- говорится в приговоре Мособлсуда. Кроме того, оба были признаны виновными в покушении на убийство супругов Шариповых, вымогательстве с применением насилия и умышленном повреждении чужого имущества.
Однако обвинению не удалось доказать, что изуверское убийство было совершено на почве национальной ненависти. По мнению судьи Татьяны Романовой, обвиняемые пошли на это преступление «не из-за принадлежности потерпевших к той или иной национальности», они заживо сожгли людей только потому, что те отказались отдать вымогателям 100 долл. «Оскорбительные высказывания и брань использовались для устрашения», -- говорится в приговоре.
Адвокат Ермошина Виктор Плаксин заявил, что будет обжаловать приговор, поскольку суд «дал не совсем верную оценку обстоятельствам дела». Пояснить свою позицию адвокат отказался. Гособвинитель Александр Архипов также не стал комментировать решения суда. «На практике так сложилось, что мотив, по которому скинхеды совершают преступления, -- это одна из разновидностей хулиганских побуждений. И доказать в суде то, что преступление совершено на почве национальной вражды, бывает трудно. Почему суд положил в основу приговора именно корыстные побуждения, станет понятно только после детального его изучения, и тогда обвинение будет решать, стоит ли вносить протест», -- пояснил «Времени новостей» один из сотрудников прокуратуры.
Екатерина БУТОРИНА