Время новостей
     N°127, 18 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2000
Один на один
У концепции реформы МПС остался единственный явный оппонент
В межведомственной борьбе по поводу структурной реформы МПС, концепция которой должна быть рассмотрена на заседании правительства 5 октября, произошло стремительное изменение настроений. Еще недавно непримиримые соперники железнодорожников -- министерства экономики, имущества и налогов, -- вдруг ушли в тень по малопонятным причинам: то ли договорились, то ли затаились до лучших времен. И наоборот, до сих пор достаточно спокойное антимонопольное ведомство вдруг стало самым непоколебимым оппонентом МПС.

Пятничный сбор представителей одиннадцати министерств на территории МПС закончился сенсационно: почти все гости из смежных министерств согласились с точкой зрения железнодорожников. Один лишь глава Министерства по антимонопольной политике (МАП) Илья Южанов встал насмерть на защите права устанавливать тарифы на внутрироссийские перевозки. Каковое право МПС не прочь бы было оставить у себя после того, как хозяйственные функции отойдут в создаваемую компанию «Российские железные дороги» (РЖД).

По итогам многочасовой встречи помощник главы МПС Валерий Зудин сообщил газете «Время новостей», что присутствовавшие на встрече представители министерств выразили готовность завизировать предлагаемую МПС концепцию, а те замечания, которые возникли в процессе обсуждения, до конца дня были внесены в чистовой вариант концепции. Сегодня этот вариант должен отправиться в аппарат правительства -- именно в такие сроки предполагал уложиться Николай Аксененко.

Правда, свидание, прилюдно назначенное главе МПС министром экономического развития Германом Грефом после последнего заседания правительства, так и не состоялось. Насколько известно газете «Время новостей», не выступал с критическими замечаниями в адрес железнодорожников и заместитель г-на Грефа Андрей Шаронов, курирующий в министерстве реформы естественных монополий.

Не исключено, что экономическое ведомство решило перенести споры на заседание правительства. Ведь еще месяц назад г-н Шаронов вполне официально и настойчиво предлагал создать РЖД в виде холдинга, в состав которого семнадцать железных дорог входили бы как дочерние акционерные общества. В случае отказа от такой схемы г-н Шаронов грозил негативными для отрасли последствиями, а именно: «необходимостью бюджетного финансирования материнской компании, непрозрачностью издержек, отсутствием стимула для снижения этих издержек; низкой инвестиционной привлекательностью отрасли». Министерство по налогам и сборам, которому по определению интереснее работать с группой средних, чем с одним крупным юридическим лицом, поддерживало идею холдинга. Но только до минувшей пятницы.

Доводы железнодорожников, видно, оказались сильнее. Самый убедительный аргумент -- опасность банкротства некоторых дорог в случае создания на их базе отдельных юрлиц, и, следовательно, -- проблемы с перевозками.

Но силы убеждения МПС не хватило, чтобы склонить к компромиссу МАП. Это ведомство за день до совещания выступило с публичной критикой концепции реформы МПС. Более того, МАП отправило в аппарат правительства и в заинтересованные министерства собственный вариант основных положений реформы, пойдя таким образом на открытый конфликт.

Как сообщили газете «Время новостей» в МАП, «министерство намерено жестко отстаивать свою позицию по поводу тарифов». Вопрос этот вряд ли будет урегулирован в ходе переговоров до заседания правительства. А к моменту заседания у железнодорожников может появиться серьезный аргумент против МАП. Это формализованные планы объединения Минтранса и МПС. Вероятность такого объединения корреспонденту газеты «Время новостей» два дня назад лично подтвердили Николай Аксененко и глава Минтранса Сергей Франк. «Объединение МПС и Минтранса не просто возможно, но и крайне целесообразно», -- дружно улыбаясь, заявили министры. А следующий логичный после такого объединения шаг -- появление у нового министерства регулирующих функций.

Елена ЗАГОРОДНЯЯ