|
|
N°123, 12 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человек минус оркестр
Второй визит Бобби Макферрина в Россию прошел не хуже первого
Не прошло и полутора лет, как знаменитый американский джазовый солист-импровизатор снова приехал в нашу страну. Стоит сразу оговориться, что Бобби в этот раз не собирался привозить никакой иной программы, кроме сольного концерта-импровизации (еще в его обойме -- дирижирование оркестром, выступление с симфоническим оркестром, с джазовой группой и т.д.; все это жанровое многообразие можно услышать на альбомах певца.) Нового альбома Макферрин также не выпускал уже больше трех лет, со времен Beyond Words. Так что прошедший в Зале Чайковского концерт можно рассматривать и как отложенный бис. Часть публики «прошлогодняя», но многие пришли на Макферрина впервые. Хотя зритель был явно подготовлен: зал включился в происходящее сразу и приветствовал артиста бурно, как подростки поп-звезду. Конечно, память о прошлогоднем веселом безумии еще не остыла. Потому и коллеги-журналисты, и обычные зрители все время сравнивали, вспоминая, «а как было в тот раз». К тому же еще подоспело переиздание на DVD концертных программ Макферрина с характерными названиями Spontaneous Inventions («Спонтанные изобретения») и Try This At Home («Попробуйте это дома»).
«А в тот раз что было?» -- хороший вопрос. Было все точно так же и совершенно не так. Хуже и лучше. Поэтому я и начал с главного отличия -- реакции публики. Тот концерт, разумеется, был в большой степени сюрпризом -- в основном из-за этого он и произвел тогда столь ошеломляющий эффект. В этот раз Макферрин начал с размеренного вокализа с перкутированием микрофона и собственной груди -- в своем фирменном стиле. Дальше принялся за «разматывание» в вокальную импровизацию битловской Blackbird. Тоже, конечно, приятно, но кто-то приуныл: что мы, песни пришли слушать? К счастью, затем публика получила то, за чем пришла: импровизации, игры с залом. На сцену приглашались любители попеть -- среди хористов я с удивлением обнаружил вокалиста группы 5'Nizza Андрея Запорожца, скромно затесавшегося в последний ряд (как, однако, надо любить свое ремесло, чтобы прийти на чужой концерт за деньги, да еще и петь бесплатно-анонимно!). Очень свежо выглядел новый кунштюк -- пародия на contemporary dance: Бобби поет, сбиваясь с темы на тему, а приглашенная из зала девушка (довольно симпатичная и пластичная) повторяет то же в движениях.
Участие российских музыкантов в этот раз порадовало. На сцену вышли саксофонист Георгий Гаранян, контрабасист Михаил Иванов и два академических музыканта: пианист Денис Мацуев и виолончелист Борислав Струлев. Последнее очень сильно задело моих коллег, пишущих о классической музыке: опять этот Мацуев, ну что ему этот джаз. Я, разумеется, не знаю, зачем Мацуеву весь этот джаз, но, на мой скромный взгляд, этот пестрый состав сыграл с чувством и бодро смесь Жобима, Гершвина и Autumn Leaves, в которой Мацуев звучал совсем отвязно. Вообще, если Мацуев запишет альбом джазовых «стандартов» и регтаймов, вряд ли кого-то из меломанов хватит удар... Скорее даже наоборот. Струлев довольно забавно сыграл It Ain't Necessarily So (вызвав приятные воспоминания о друге и соратнике Макферрина, виолончелисте Йо-Йо Ма и их совместном альбоме Hush).
Прямо на сцене Макферрин с Гараняном договаривались, что будут играть. Саксофонист предложил некую тему, но певец «забыл, в какой она тональности, -- ми-бемоль?» Договорились, что все-таки би-флэт, си-бемоль то бишь.
После концерта Бобби вместо ожидаемого биса вдруг устроил пресс-конференцию: «Ваши вопросы, пожалуйста. Не просьбы, а вопросы». «Моя семья? Что о ней? А, женат ли я? Да, женат», -- просто ответил некой даме джазмен, давно разменявший полтинник и вырастивший двоих детей. И так далее: «О да, мне нравится Москва!» Или: «С Чиком Кориа мы играли в прошлом году. Вообще я знаю его двадцать лет». Вопрос про великого джазового пианиста Чика Кориа не случаен: так же, как и Бобби, Чик любит подирижировать публикой, кроме того, у певца и пианиста есть совместные работы -- например, концертный альбом Play. Но слухи о совместном турне Макферрина и Кориа были косвенно опровергнуты: «Я заканчиваю турне, а потом не буду выступать год. Буду сидеть дома и готовить материал нового альбома». Можно с уверенностью сказать, что за год такой фантазер придумает что-то совсем новое и сногсшибательное.
В общем, все было мило, весело и совершенно в контексте такого концерта. «Классики» и «мэтры» получили горячие аплодисменты вполне заслуженно, но в основном получилось так, что стопроцентно включенная в шоу публика хлопала... в основном самим себе. А что? Мы свои аплодисменты заслужили. Шутка сказать: спели с самим Бобби Макферрином. И теперь будем «пробовать это дома».
Александр БЕЛЯЕВ