|
|
N°122, 11 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузия отменяет квоты на небо и землю
Грузия собирается в одностороннем порядке отменить квотирование международных автомобильных и воздушных перевозок, а также изменить принцип оплаты услуг своей железной дороги. Об этом было объявлено на заседании российско-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшемся в минувшую пятницу в Тбилиси. Министр транспорта России Игорь Левитин, председательствующий в комиссии с российской стороны, заявил, что наша страна пока до конца не представляет себе, как реагировать на предлагаемые грузинами шаги, но скорее всего не станет отвечать на них взаимностью.
В ходе заседания грузинские коллеги рассказали о мерах по либерализации международного транспортного сообщения, которые Грузия намерена предпринять. Закавказская республика собирается перевести свое воздушное пространство на «режим открытого неба». Это означает, что иностранные авиакомпании, желающие летать в Грузию, больше не будут ограничены в выборе маршрута и частоты полетов рамками двусторонних межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. В автомобильном сообщении запланирована аналогичная по смыслу мера -- отказ от квотирования международных перевозок. На железной дороге грузинское правительство собирается упразднить понятие «грузовой тариф» -- стоимость каждой конкретной транспортной операции будут определять грузоотправители и железнодорожники на договорной основе.
Причем, как стало известно «Времени новостей» из источника в окружении министра экономики Грузии Кахи Бендукидзе, сроки осуществления «воздушной» и «железнодорожной» реформ еще не определены, но «автомобильная» уже утверждена правительственным постановлением, которое вступает в силу в начале августа.
«Они ждут подобного шага и с нашей стороны, но мы пойти на это не готовы», -- сказал Игорь Левитин журналистам после заседания. Он отметил, что введение режима «свободного неба» для грузинских самолетов в России Минтранс намерен обсудить с российскими авиакомпаниями. Такой режим позволил бы грузинским авиаторам расширить географию полетов в России и тем самым немного потеснить российских коллег. По этой причине консультации скорее всего укрепят Минтранс во мнении, что лучше оставить все как есть. Аналогичные соображения определяют позицию российского транспортного ведомства по вопросу квотирования автоперевозок.
Как реагировать на отмену железнодорожного тарифа, министр, по его словам, пока не знает. Главные трудности возникают с теми грузами, которые следуют через территории нескольких государств, особенно если Грузия является в такой перевозке не конечной страной назначения, а лишь транзитной. Сейчас стоимость такой перевозки определяется как сумма тарифов стран, территории которых пересекаются. Если Грузия выпадет из этой системы, то грузоотправителям придется оговаривать каждый проезд через нее отдельно. Проблема может стать чрезвычайно актуальной, если будет восстановлено сообщение по Закавказской железной дороге из России в Армению через Грузию и Абхазию.
Этот проект г-н Левитин тоже обсуждал в Тбилиси, встретил конструктивную заинтересованность с грузинской стороны и заявил, что сообщение может быть возобновлено через год-полтора, после достижения политического соглашения.
Михаил КУКУШКИН