|
|
N°120, 07 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД сэкономит на металлургах
Руководство «Российских железных дорог» нашло способ снизить издержки. Президент РЖД Владимир Якунин вчера договорился с Виктором Рашниковым, владельцем и председателем совета директоров крупнейшего в стране производителя стали -- Магнитогорского меткомбината -- о снижении цен на металлопрокат. Согласно подписанному протоколу в третьем квартале РЖД будет покупать у Магнитки металл на 6,3% дешевле, чем сейчас (т.е. по цене на начало года). В РЖД не скрывают, что рассчитывают добиться снижения закупочных цен на металлопрокат на 10--20% в третьем квартале и от остальных металлургов. Вчера г-н Якунин сообщил, что переговоры уже ведутся с «Северсталью», «Мечелом», Выксунским металлургическим и Бежицким заводами. РЖД использует аргумент, что китайский прокат на российском рынке становится более конкурентоспособным. «Это сигнал рынку, -- пояснил г-н Якунин после подписания протокола с ММК. -- Сегодня нашим партнерам неплохо бы подумать, что металл производит и Китай. Что будет, если крупнейший потребитель будет доведен до такого состояния, что не сможет покупать металл в России? Кто первым приходит, тот первым и обслуживается».
В прошлом году меткомбинаты, ссылаясь на подорожание сырья и мировую конъюнктуру, подняли цены на 65%. В РЖД считают, что металлурги сделали это необоснованно, поскольку с июня наметилось снижение стоимости металлопроката. Железнодорожники не скрывают, что намерены добиваться снижения цен на продукцию в четвертом квартале. По словам г-на Якунина, если это удастся, то компания сэкономит за квартал около 2 млрд руб. при общем объеме закупок примерно 10 млрд рублей.
С некоторыми поставщиками РЖД уже скрепили отношения долгосрочными контрактами. Самым крупным из них является договор с Объединенной металлургической компанией на поставку до 2010 года цельнокатаных колес более чем на 1,2 млрд долл. В конце прошлого года был также подписан пятилетний контракт с «Евразхолдингом» на поставку вагонных колес и рельсов на сумму 4,5 млрд долл. Впрочем, и для ОМК, и для «Евразхолдинга» РЖД -- единственный в стране потребитель рельсов и колес.
На рынке полагают, что, угрожая металлургам закупками китайской продукции, руководство РЖД блефует. В ближайшие два-три года ожидается всплеск экспорта, но пока Китай не поставляет металл. Данные о том, сколько производится и потребляется металлопродукции в этой стране, отсутствуют, поясняет вице-президент инвесткомпании «АГ-Капитал» Тимур Пестов. Представитель «Росжелдорснаба» (подразделение РЖД) Сергей Щенников сообщил «Времени новостей», что заказ металла у отечественных производителей является стратегической задачей государственной компании.
Между тем у РЖД есть более весомый рычаг убеждения металлургов -- тарифы на перевозку руды и готовой продукции. В апреле, еще будучи вице-президентом РЖД, г-н Якунин выступал за повторную индексацию тарифов в случае превышения запланированного уровня инфляции, указывая в том числе и на рост отпускных цен на металл. К слову, ММК ранее уже договорился с РЖД о поставках руды из Украины (Полтавский ГОК) по внутрироссийским тарифам. Так что вчерашнее соглашение может расцениваться как ответный шаг РЖД, полагает г-н Пестов. А г-н Рашников не упустил момент и вновь обратился к руководству РЖД с просьбой понизить тарифы на перевозку в сторону дальневосточных портов. Г-н Якунин лишь указал, что тарифы устанавливает государство.
Яна ГОДОВАНАЯ