|
|
N°121, 08 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Надо искать замену вину и нефти
Российско-румынская межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая собралась сейчас в Бухаресте на 6-ю сессию, пытается хоть как-то уравновесить перекосы в двустороннем торговом обмене, где пока превалирует экспорт российского сырья.
Работой форума руководят новые сопредседатели комиссии -- Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ, и Георге Копос, вице-премьер Румынии. Своими мыслями о предстоящем событии с корреспондентом «Времени новостей» в Бухаресте поделился торговый представитель России в Румынии Марк АБАРШАЛИН.
-- Каждый раз, когда собирается комиссия, я искренне надеюсь, что можно по ее результатам что-то сделать. И какое-то движение вперед происходит. В этом году мы будем иметь с Румынией рекордный товарооборот -- более 3 млрд долл. Но разрыв между нашим экспортом и румынским (150--170 млн) растет, и Румынии будет все труднее нас догнать. Надо искать новые товары -- старые не решают проблемы. Вот все говорят: вино, вино, вино... Но у Румынии больше нет вина на экспорт: всего она поставляет его на 27 млн долл., из них на девять -- в Германию и на девять -- в Молдавию, что означает -- в Россию.
Еще мебель. Чтобы увеличить экспорт мебели, надо увеличивать инвестиции в румынскую мебельную промышленность. Потому что нынешний экспорт в 1 млрд долл. ориентирован исключительно на Запад. Но самый эффективный путь -- это румынские инвестиции в создание мебельных фабрик, совместных предприятий в лесных регионах России. Чтобы они пришли со своей технологией, оборудованием и опытом. И потом мебель можно будет поставлять не только в Россию, но и во Францию и Италию...
-- Реально ли, чтобы Румыния пришла с новыми товарами в Россию?
-- Надо искать! Кто бы мог предположить, что Румыния начнет нам экспортировать холодильники? Но турки купили единственное предприятие в Румынии по выпуску холодильников «Арктик», обанкротившееся, и холодильники стали одной из главных статей румынского экспорта в Россию. Компания «Русский алюминий» купила в Орадя остановленный глиноземный завод, создала 800 рабочих мест и начала поставки глинозема в Россию и Венгрию. Но, к сожалению, российские инвесторы вынуждены, уже во второй раз, консервировать производство из-за дороговизны электроэнергии.
-- Как можно решить проблему?
-- Надо разрешить местной ТЭС закупать дешевый уголь в соседней Венгрии, а не везти недешевый румынский уголь из Долины Жиу. Румынское правительство имеет все козыри вмешаться в ситуацию -- ведь ТЭС принадлежит госсектору экономики, как и шахты Долины Жиу. А так практически происходит скрытое субсидирование производства угля. О каких рыночных условиях можно говорить, если теплостанция не может купить более дешевый уголь?
-- Рост товарооборота до 3 млрд долл. не обусловлен ли ростом мировых цен на нефть и газ?
-- В какой-то степени да. Но в первую очередь тем, что снова заработал после модернизации нефтеперегонный завод ЛУКОЙЛа в румынском Плоешти, который начал получать нефть из России.
-- А как решается проблема сырьевого перекоса в российских поставках?
-- Да, 90% нашего экспорта составляют нефть, газ и уголь. Это стыд и позор! Конечно, мы предпринимаем усилия. В этом году запущен проект производства-сборки российских автобусов в Решице. На международной осенней ярмарке в Бухаресте это совместное предприятие представило шесть образцов продукции.
-- С приходом к власти румынской оппозиции в конце прошлого года как-то изменился климат для российского бизнеса?
-- Он стал более формальным. Что осложняет решение проблем. Впрочем, и при прежней администрации формализма было достаточно -- вспомнить хотя бы эпизод с консервированием глиноземного завода в Орадя. И нынешнее правительство проявляет полное спокойствие, что могут снова закрыть завод, который дает 40 млн долл. экспорта в Россию и почти тысячу рабочих мест для румын. Внешне все выглядит как рыночные условия, а копни поглубже...
-- Как вы прокомментируете решение российского правительства закрыть с 1 января 2006 года торговые представительства во многих странах, в том числе и в Румынии?
-- Я не комментирую решения правительства...
-- Но румыны говорят, что Россия больше не заинтересована в сотрудничестве, поскольку Бухарест ориентируется на Запад.
-- Все страны Восточной Европы ориентированы на Запад, а Польша, Венгрия, Чехия и Словакия -- даже полноправные члены ЕС, однако там торгпредства не закрывают. Честно говоря, я не могу себе объяснить данное решение в отношении Румынии. Российский бизнес здесь представлен больше, чем в какой-либо другой бывшей соцстране. Здесь имеют свои предприятия, причем крупные, и ЛУКОЙЛ, и «Мечел», и «Русский алюминий», и Трубная металлургическая компания (ТМК), и Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), и вот теперь «Русские автобусы»... И торгпредство активно способствовало продвижению российского бизнеса. Впрочем, один торговый представитель останется -- он будет работать в рамках посольства...
Беседовал Вячеслав САМОШКИН, Бухарест