Время новостей
     N°120, 07 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2005
Инфляция дикорастущая
Цены зависят не от количества денег, а от ожиданий общества
Вчера сошлись три новости на одну тему. Во-первых, в СМИ поступила весть о новом скачке цен на бензин. Во-вторых, глава Центробанка Сергей Игнатьев поделился с депутатами Думы надеждой, что летом благодаря дешевеющим овощам и фруктам все-таки состоится дефляция (то есть общий уровень цен снизится). А, в-третьих, Росстат опубликовал свой отчет по итогам первых шести месяцев: за полугодие цены в стране выросли на 8%.

Это не гиперинфляция и не конец света. Но это доказательство того, что справиться с ситуацией правительство не в состоянии. Того, что экономическая политика неадекватна. И того, что один из самых сильных социальных раздражителей (каким являются быстрорастущие цены для любого общества) будет раздражать нас все сильнее. Ведь инфляция не просто не снижается, а ускоряется (за тот же период в 2004 г. цены выросли на 6,1%). Причем какими бы объективными причинами эта ситуация не объяснялась - нефтяными ценами в мире или притоком валюты, - она в основном рукотворная.

Можно, конечно, упрекать правительство, цепляясь к цифрам. Уже в прошлом году оно провалило свои же намерения по укрощению инфляции, получив по итогам года 11,7%. На этот год оно первоначально планировало удержать рост цен в пределах 8,5% (что мы получили практически уже сегодня), затем повысило неприятный прогноз до 10%, потом полуофициально стало признавать, что получится 11-12%, но и это, видно, не предел. Однако к цифрам можно было бы и не цепляться, если бы появились признаки, что извлекаются хоть какие-то уроки и предлагается хоть какая-то политика. Фактически же власти уже много месяцев подряд предлагают признать инфляцию дикорастущим растением.

Когда в начале июня г-н Игнатьев отправился на доклад к президенту, обеспокоенному ростом цен, то главе ЦБ ничего и не оставалось, как сказать, что причины нынешней инфляции «в основном неденежного характера». Конечно, он пытался защищать честь мундира, но Банк России сегодня действительно ничего поделать не может. Да лучше и не делает, поскольку его обещания и дальше укреплять рубль инфляцию не снижают, зато промышленность угнетают вполне конкретно.

Разумеется, наша инфляция ширится и растет не без помощи денег. Когда в экономику сверх запланированного вливают четверть триллиона рублей (чтобы компенсировать неудачную реформу льгот), которые целиком тут же идут в «расход», это не может не влиять на цены. А если в нашей ситуации еще и распечатать Стабилизационный фонд с его триллионом, то с нынешним умением контролировать инфляцию и 15% будет не предел.

Все остальное - тоже не тайна. И цены на мясо, и на бензин. И бешеный рост тарифов ЖКХ (29,9% только за первое полугодие), который при таких темпах сведет в «ноль» все прибавки к пенсиям и пособиям. И тарифы госмонополий. Но объяснения этого и выводы удручают. Если мясо дорожает из-за барьеров на пути его импорта, то где было правительство, когда эти барьеры вводились? И если бензин так растет из-за сговора нефтяников, то где доказательства этого сговора? И не само ли правительство «из-за жадности» привязало налоги на нефтяников к мировым ценам - разве было загадкой, что эти налоги отольются нам вот таким бензином? И когда тарифы монополий признаны одной из главных причин инфляции, то как можно всерьез обсуждать сегодня сверхплановое повышение внутренних тарифов на газ? Они, конечно, занижены, но разве «Газпром» не получает сейчас сверхплановые доходы от экспорта, где он абсолютный монополист? Это же все-таки сфера госконтроля - в отличие от металлов, руды и цемента, где цены на внутреннем рынке прыгнули одна за другой на 50-60%.

Впрочем, остаются и «тайные» причины так дико растущей инфляции. Для экспертов они, скорее, секреты Полишинеля. Цены могут прекрасно расти и без всякого притока денег в экономику. За счет скорости обращения, за счет падения роста сбережений (прирост банковских вкладов снизился вдвое), за счет нежелания инвестировать при растущем желании потреблять. Короче, от ожидания и поведения людей: и рядовых граждан, и бизнесменов. Но об этом сегодня не говорят, а если и говорят, то как-то глухо. Между тем, инвестиции практически не растут, норма сбережений падает, темпы роста доходов - тоже, но в стране продолжается потребительский бум. Инфляция в таком случае становится неизбежной.

За подсчет того, каков вклад этих факторов в ее рост никто, наверное, не возьмется - их действительно очень сложно подсчитать. Но возьмется кто-либо за то, чтобы сказать - как смягчить эти инфляционные настроения, которых не было еще буквально два-три года назад? Это не вопрос одного отдельно взятого Центробанка или конкретного Минфина, это проблема власти в целом. Поскольку сегодня на инфляцию ничуть не в меньшей степени влияет и прокуратура, и налоговые органы, и решения о разделах-слияниях-переделах. Это не «огульное обобщение», а обычная для такой ситуации реакция экономики. Если она, конечно, остается рыночной.

Есть, конечно, опасность, что неуспехи в борьбе с ростом цен выльются в борьбу с самим рынком. Вызвать на ковер основных ценоповышателей и сговорщиков и установить им потолок. Смешно? Как бы ни смеялись у нас над украинским премьером г-жой Тимошенко, точно так и поступившей у себя на бензиновом рынке (и добившейся лишь закономерного дефицита), в России наверняка есть ее тайные и влиятельные последователи. А тайное, к сожалению, иногда становится явным.

Владимир ЛОЕВЕЦКИЙ