|
|
N°121, 08 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кроссворд с фрагментами
Как совместить вертикаль власти с горизонталью ответственности
Последние шесть лет в России происходила постепенная концентрация власти и финансовых полномочий в федеральном центре. Теперь, когда этот процесс достиг апогея, Кремль начал обратный процесс передачи части полномочий в регионы. Поводом стала, в частности, угроза дестабилизации ситуации в регионах после вступления в силу закона о местном самоуправлении 1 января 2006 года.
Напомним, два года назад под руководством Дмитрия Козака, тогда заместителя главы администрации президента, был принят закон №95 о внесении изменений и дополнений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». У регионов в пользу центра забиралась большая часть налоговых поступлений, а социальные обязательства, наоборот, спускались в регионы. Проведенная в начале 2005 года монетизация льгот стала самой скандальной частью реформы межбюджетных отношений.
Осенью 2004 года центр завершил построение властной вертикали между центром и регионами. Сначала губернаторы были изгнаны из Совета Федерации, а потом и вовсе стали фактически назначаться президентом.
Первой крупной неожиданностью для федерального центра стал ход реализация закона о монетизации льгот и бурная реакция на него региональных властей и простых граждан. Весной власть публично заговорила о перекосе в отношениях между центром и регионами. Обсуждение вопроса, какие полномочия следовало бы вернуть регионам, инициировал Дмитрий Козак, теперь уже полномочный представитель президента в Южном федеральном округе.
На заседании Госсовета в Калининграде 2 июля Владимир Путин неожиданно сообщил, что федеральный центр готов вернуть региональным властям 114 полномочий. Что именно имел в виду президент, никто из губернаторов пока еще не понял.
Еще в марте, после заседания рабочей группы Госсовета, Дмитрий Козак заявил: «Я абсолютно уверен в том, что со следующего года значительная часть полномочий будет передана в зону ответственности высших должностных лиц регионов». Он предложил передать в регионы 48 из 58 функций, которые исполняют федеральные структуры на местах. В том числе управление недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, содержание и эксплуатация федеральных автодорог, госуслуги в сфере занятости, образования и здравоохранения.
Но подписанный президентом 2 июля указ пока возвращает губернаторам только одно полномочие. Теперь они смогут координировать деятельность исполнительной власти своего региона и руководителей территориального органа силовых ведомств. А также согласовывать с министерством кандидатуру его представителя в регионе. Причем, если два раза согласовать эту кандидатуру не удастся, ее все равно назначит федеральный министр.
«Когда затевались эти реформы, мотивация была одна -- усиление ответственности, усиление контроля, усиление государства, -- считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев. -- Реформа начиналась с того, что из-под губернаторов выводили контрольно-силовые структуры, была создана независимая от них прокурорская вертикаль, система правоохранительных органов. Если раньше они могли влиять на назначение областного начальника УВД, то потом это убрали. Создали некий механизм контроля, появилось «око государево». Потом отменили выборность губернаторов и снова вернули контроль за силовиками. Это превращает реформу в ее противоположность».
По словам эксперта, когда некоторое время назад бок о бок работали избранный губернатор и назначенный из центра чиновник, независимые друг от друга, они могли как-то контролировать друг друга: «Сейчас это будет система круговой поруки, коррупциогенная и безответственная. Ответственность перед населением исчезла, перед законодательным собранием тоже отсутствует. Только перед президентом, но у него много регионов и нет независимых источников информации о положении дел в регионах». По-прежнему не совсем понятно, кто и как будет оценивать качество работы губернаторов. Полпреды в данном случае не могут быть объективными оценщиками (в конце концов у полпреда могут не сложиться личные отношения с конкретным главой региона), а компьютерными программами (конкурс на их разработку объявлен администрацией президента) этот вопрос тоже не решить.
Новое перераспределение полномочий спровоцировано опасениями в связи со вступлением в силу закона о местном самоуправлении. Объем дотаций на сбалансированность региональных бюджетов в следующем году предполагается увеличить с 19,5 до 55,3 млрд руб. Но многие губернаторы опасаются, что при возникшей неразберихе, связанной с перераспределением полномочий, возникнет такой хаос, что никакие дотации из федерального центра не помогут. Кстати, само Министерство финансов не скрывает, что у муниципальных властей могут возникнуть серьезные проблемы и с источниками доходов, которые уменьшатся из-за снижения налоговой нагрузки.
В конце мая 23 депутата Госдумы предложили перенести начало реализации закона на 1 июля 2008 года. Похожего мнения придерживается и большое количество губернаторов, избранных и назначенных -- свое отношение они продемонстрировали на заседании Госсовета в Калининграде. Председатель комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» выразил уверенность, что реформа все-таки начнется именно в 2006 году: «Главное, чтобы все регионы начали ее одновременно, пусть и не в полном объеме».
О необратимости и необходимости логического завершения реформы управления страной свидетельствуют и начавшиеся в регионах выборы в органы местного самоуправления. Правда, по мнению Александра Кынева, пока можно говорить о бессистемности действий: «В головах политической верхушки полная сумятица. Последние два года каждый реагировал в меру своей компетенции на какие-то вызовы, не просчитывая ходы и не понимая, как его решения согласуются с решениями других чиновников».
В любом случае очевидно, что вертикаль власти в России пока так и не отстроена. Получая всю власть над регионами, федеральный центр оказывался в ситуации, когда он должен нести и всю полноту ответственности, что вряд ли входило в его планы. Так что маневрировать полномочиями все равно придется.
Дарья ГУСЕВА