|
|
N°142, 09 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Money и минералы
Эрмитаж и Русский музей помирились в Строгановском дворце
На днях в Петербурге началась реставрация знаменитого Минерального кабинета в Строгановском дворце. Эта небольшая комната, построенная одним из величайших русских архитекторов Андреем Воронихиным в 1791--1793 годах и расписанная великим иллюзионистом Пьетро Гонзаго, -- один из шедевров русской архитектуры. Двухъярусный кабинет высотой всего 12 метров напоминает интерьер античного круглого храма -- только украшенного в духе времени эмблемами наук и искусств. Наверху хранилась уникальная коллекция камней, собранных со всех концов земли, внизу была библиотека. В XIX веке Строгановы посчитали зал неудобным и перекрыли купол железной перемычкой.
В 1901 году в закрытое для публики здание дворца сумел проникнуть Александр Бенуа и напечатал о нем статью в журнале «Художественные сокровища России», где призывал начать реставрацию кабинета. Реставрацию начали в 1911 году. Но случилась война, революция. В 1919 году академик Ферсман забрал камни в московский Минералогический музей, и воронихинский кабинет опустел. Потом Строгановский дворец превратили в «почтовый ящик» и к идее реставрации вернулись лишь в 1990-е годы, когда дворец передали в ведение Русского музея. Тогда же начались переговоры с Минералогическим музеем о возвращении камней (вернули пока один сундук).
1990-е годы были не самым удачным временем для проведения реставрационных (как, впрочем, и многих других) работ. Госсредств не было, и деньги пришлось искать на другом краю света -- в американском городе Портленде (штат Орегон). Случилось это так -- история вполне поучительная. В 1992 году энергичная и очаровательная баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница последнего графа Строганова, создала Международный Строгановский фонд. Первой идеей фонда была организация «строгановских туров». Суть предприятия состояла в том, что состоятельные люди из разных стран мира на несколько дней приезжают в Петербург. Платя за программу знакомства с городом и развлечения значительную сумму (10 тысяч долларов), они таким образом пополняют фонд, средства которого идут на реставрацию дворца и других памятников архитектуры. Всего состоялось шесть туров, в последнем из которых, в январе 1996 года, участвовал 81 человек, в том числе и принц Кентский Майкл, внук Георга V, двоюродного брата Николая II.
Другой идеей неутомимой баронессы была организация большой выставки, на которую предполагалось собрать рассеянные по разным музеям богатейшие художественные коллекции Строгановых. В настоящее время, например, картины (среди них полотна Юбера Робера, Ватто, Боттичелли, Пуссена, Луки Джордано) находятся во многих городах России, в первую очередь в Эрмитаже, а также на Западе, в частности, в США, куда они попали после берлинского аукциона 1931 года «Строгановский дворец» и других советских распродаж.
Подготовка экспозиции, получившей название «Строгановы: дворец и коллекции одной из русских аристократических семей», заняла четыре года. За это время концепция выставки была значительно пересмотрена. В частности, организаторы решили ограничиться только теми строгановскими вещами, которые хранятся в петербургских музеях. Кроме того, первоначально предполагалось, что выставка будет показана в Нью-Йорке, Париже, Токио и Петербурге, но открылась она в столице небольшого штата Орегон, расположенном на северо-востоке США. Весной следующего года она пройдет в парижском музее Карнавале, а в Петербург приедет в лучшем случае в 2003 году (о Москве и говорить нечего).
Вход на выставку был оформлен в виде гигантского фасада Строгановского дворца (естественно, фотографии). Так в мире стало два Строгановских дворца. Один, пустой -- в России, а другой, пусть копия, но с коллекциями и владелицей -- в Америке.
Портлендская выставка пользовалась огромным успехом. За два месяца работы ее посетили свыше 320 тысяч человек. Главным хитом стал знаменитый брюлловский портрет Елизаветы Павловны Салтыковой, урожденной графини Строгановой (из собрания Русского музея). Его репродукции висели буквально повсюду -- в аэропорту, гостиницах, магазинах и просто на улицах. Собственно, благодаря этой выставке и ее посетителям и удалось собрать деньги на реставрацию Минерального кабинета.
Дальше началось самое интересное. Странным образом деньги (так называемая компенсация за аренду произведений) были перечислены на счет Эрмитажа, который дал на выставку лишь часть вещей, а вовсе не Русского музея. Известно, что два крупнейших музея северной столицы скрыто соперничают между собой и редко сотрудничают. Тем не менее желание показать себя с лучшей стороны перед баронессой Людингаузен (или же, возможно, перед В.В. Путиным, чью новую резиденцию -- дворец в Стрельне -- будет реставрировать выигравший тендер Эрмитаж) сделало Минеральный кабинет точкой пересечения интересов двух художественных гигантов. Так помирились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург