|
|
N°127, 18 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяная лихорадка,
или Как Касьянов доберется до Даунинг-стрит?
Мировой нефтяной кризис развивается, кажется, по худшему сценарию. К неутешительным прогнозам (40 долларов за баррель к концу года) и неубедительным обещаниям лидеров ОПЕК увеличить добычу неожиданно прибавилась напряженность в Персидском заливе.
Вчера Кувейт официально предостерег Ирак от агрессии. Вспоминая войну в Заливе, министр обороны Кувейта шейх Салем Сабах ас-Салем ас-Сабах отметил, что по сравнению с 1990-м "мы готовы отразить акт предательства и угрозы иракского режима". Предупреждение было сделано после того, как Багдад обвинил соседа в воровстве нефти и заявил о готовности применить силу.
Стоит ли напоминать, что нестабильность в Персидском заливе -- один из главных факторов, лихорадящих мировой нефтяной рынок. На сегодня цена нефти достигла 36 долларов за баррель -- очередной рекорд десятилетия.
Жесточайший бензиновый дефицит перекинулся тем временем с Великобритании, где впервые за восемь лет рейтинг правящих лейбористов упал до рейтинга консервативной партии, и Франции на страны Центральной Европы. О драматизме ситуации в Старом Свете свидетельствует хотя бы тот факт, что в Лондоне всерьез обсуждается возможность возникновения проблем с бензином для... кортежа Михаила Касьянова во время его визита на этой неделе.
Впрочем, здесь особых проблем ожидать все же не приходится: бензин обещали найти. Кстати: помимо официальных делегаций право заправлять свои автомашины на лондонских АЗС без очереди предоставлено мусорщикам и журналистам. Хотя острота конфликта, кажется, пошла на убыль, до сих пор в Объединенном королевстве бензин отпускался только экстренным службам -- врачам, полиции, пожарным.
Пока правительства большинства европейских стран по-прежнему отказываются снизить налоги на горючее и обвиняют в кризисе экспортеров нефти. По словам канцлера Германии Герхарда Шредера, семь наиболее индустриально развитых государств намерены обратиться к странам -- производителям нефти с требованием принять нормальную систему регулирования нефтедобычи, которая зависела бы от потребностей мировой экономики.
Оппонируя представителям G7, президент входящей в ОПЕК Нигерии Олусегун в очередной раз отметил, что экспортеры нефти не несут полной ответственности за ситуацию с топливом в Европе. Большая часть стоимости горючего приходится на налоги, ставки которых устанавливают сами правительства. В стоимости бензина цена сырой нефти составляет лишь 16%, напоминает Олусегун.
Тем не менее, если цена на нефть будет оставаться на нынешнем высоком уровне, страны ОПЕК на саммите 26--28 сентября намерены рассмотреть вопрос об очередном повышении ее добычи на 500 тыс. баррелей в сутки.
В России глобального бензинового кризиса опасаться не следует: отечественный рынок нефтепродуктов не связан с мировым. Первый заместитель министра финансов России Алексей Улюкаев считает, что цены на бензин в России вряд ли будут расти. "Ценовая коррекция в основном уже произошла, она уже себя исчерпала", -- заявил он в конце минувшей недели.
С позицией правительства согласны и представители ряда отечественных нефтяных компаний. Комментируя ситуацию для газеты «Время новостей», они сошлись во мнении, что к середине октября в Москве цена бензина марки Аи-92 надолго стабилизируется на уровне 8,3--8,4 руб. за литр. Сегодня же в столице литр Аи-92 стоит от 7,4 до 8 руб., а за прошедшую неделю он подорожал почти на 70 копеек.
Алексей ЗЕМЦОВ