Время новостей
     N°119, 06 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2005
Бог Рама сразился со смертниками
Индуисты и мусульмане умирают за священный холм
Силы безопасности штата Уттар-Прадеш на севере Индии вчера с трудом предотвратили взрыв межконфессионального насилия в городе Айодхья. После ожесточенного двухчасового боя они уничтожили семерых боевиков, которые с помощью автоматов и гранатометов захватили храмовый комплекс города. Фактически этот комплекс представляет собой руины, огражденные стеной и охраняемые спецназом. Диверсанты-смертники проникли в комплекс, взорвав стену с помощью начиненного взрывчаткой джипа.

Принадлежность святыни оспаривается мусульманами и индуистами. Последние верят, что на этом месте родился Рама -- один из главных богов индуистского пантеона. В МВД Индии считают, что налетчики принадлежали к радикальной исламистской группировке "Лашкар-э-тайба" ("Воинство правоверных"). Она базируется в Кашмире, разделенном между Индией и Пакистаном, и запрещена в обеих этих странах.

Айодхья стала центром религиозного конфликта в декабре 1992 года. Тогда сотни фанатиков из правонационалистической организации "Вишва Хинду Паришад" ("Всемирный совет индуистов") голыми руками разобрали по кирпичам мечеть Бабри, построенную на священном холме в 1528 году. Их лидер Шанкарачарья объявил, что на этом месте будет воссоздан храм венценосного Рамы. Этот царевич жил в не датируемой древности и вместе с женой Ситой одержал множество побед над силами зла, дав миру пример праведного правления.

Его современные почитатели хотели приступить к работам немедленно и даже запаслись необходимыми мраморными колоннами и блоками. Но Верховный суд запретил не только строительство, но и проведение в Айодхье массовых церемоний индуистов.

Положение осложнялось тем, что разрушение мечети негласно поддержала ведущая политическая сила индуистов -- "Бхарати джаната парти" (БДП) во главе с ее лидерами Аталом Бихаром Ваджпаи и Лалом Кришной Адвани. В 1998--2004 годах БДП была правящей партией, Ваджпаи -- премьером, Адвани -- вице-премьером. И они выступали за то, чтобы в храмовом комплексе Айодхьи мирно ужились мечеть и храм Рамы.

Но страсти уже накалились. Суды не смогли выявить виновных в сносе мечети. Масла в огонь ненароком подлили археологи, объявившие, что Бабри действительно покоилась на руинах индуистского святилища. В феврале 2002 года исламисты подожгли поезд с индуистскими паломниками, следовавший из Айодхьи в штат Гуджарат. Заживо сгорело почти 60 человек. Вслед за этим по Уттар-Прадешу, Гуджарату и многим другим штатам прокатилась волна кровопролитных столкновений между мусульманами и индуистами. Погибло около двух тысяч человек, большинство из них были мусульманами. В ответ боевики из "Лашкар-э-тайба" дважды нападали на индуистский храм Рагхунатх в городе Джамму в индийской части Кашмира и убили по меньшей мере 25 паломников-индуистов.

После этого по распоряжению премьера Ваджпаи комплекс Айодхьи стал одним из самых охраняемых в мире. Правительство Манмохана Сингха, сформированное победившей в мае 2004 года партией «Индийский национальный конгресс», тоже печется о безопасности. Но духовные лидеры индуистов и мусульман не готовы к взаимным уступкам, поэтому вопрос о том, кому владеть священным холмом в Айодхье, безнадежно застрял в индийских судах. Индуистский храм и фигурки его богов пока существуют в виде модели из папье-маше.

Руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян сказала корреспонденту "Времени новостей": «Айодхья -- незаживающая рана Индии. Она всегда может стать поводом к насилию, пока сохраняется конфронтация между двумя основными конфессиями страны. У меня такое ощущение, что провокации совершаются каждый раз, когда намечается хоть малейшая стабилизация. То же происходит и сейчас -- после апрельского визита в Индию президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Тогда он и индийский премьер Манмохан Сингх подтвердили приверженность к мирному урегулированию в Кашмире. Думаю, что смертниками в Айодхье могла манипулировать не только региональная "Лашкар-э-тайба", но и более могущественные международные террористические сети, стремящиеся сорвать индо-пакистанскую нормализацию».

Александр САМОХОТКИН