|
|
N°142, 09 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тамбовский Петербург
Министр внутренних дел Борис Грызлов учинил вчера форменный разнос Северному и Северо-Западному региональному управлению по борьбе с организованной преступностью. Он обвинил рубоповцев в том, что своим бездействием они не в силах противостоять бандитским группировкам, которые, по мнению министра, контролируют экономику региона. Впервые высокопоставленный чиновник заявил о том, что оргпреступность является реальной экономической властью в Петербурге, да еще и назвал конкретную группировку. «В Санкт-Петербурге тамбовское организованное преступное сообщество контролирует до 100 промышленных предприятий, включая ТЭК», -- заявил журналистам Грызлов.
Тем самым он нарушил «табу» правоохранительных органов, которые всегда отказывались рассуждать на тему «тамбовские и питерские» и открыто обвинять в чем-то тамбовскую группировку -- милиция даже никогда не употребляла само это название. Исключением из этого правила был лишь бывший начальник ГУВД Петербурга Анатолий Пониделко, который в 1998 году передал губернатору города Владимиру Яковлеву список из 12 сотрудников Смольного, связанных, по мнению милицейского начальника, с «тамбовцами».
Однако списком тогда все ограничилось. А Грызлов вчера, обвиняя РУБОП в бездействии, сказал, что «тамбовцы» и другие организованные группировки на 80 процентов контролируют четыре ключевых российских порта на Балтике -- Петербургский, Калинградский, Архангельский и Мурманский. «Тамбовские» же, по убеждению министра, получают свой доход от предприятий легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, экспорта леса и импорта алкоголя и табака, а также торговли нефтепродуктами. В этом контексте была упомянута и «Петербургская топливная компания», одного из руководителей которой, Владимира Кумарина-Барсукова, пресса часто связывает с петербуржцами, носящими звание жителей среднерусского города Тамбова.
Грызлов и его окружающие милицейские чины вчера неоднократно подчеркивали, что если в других регионах МВД может позволить себе главным образом бороться, скажем, с подростковой преступностью или с бытовым хулиганством, то на Северо-Западе проблема номер один -- это оргпреступность в экономике.
Результаты борьбы с ней, как выразился министр, «не радуют, уровень раскрываемости недостаточен». Впрочем, сенсация этих заявлений заключалась лишь в том, что «тамбовских» впервые разоблачил человек в ранге министра.
Глава МВД признал общеизвестное и жестко повелел только что сформированному ГУВД по Северо-Западному федеральному округу всей своей мощью обрушиться на «тамбовских» и другие группировки. «Ни одно громкое убийство последнего времени не раскрыто, за последний год к уголовной ответственности не привлечен ни один из членов группировок, не говоря уж о руководителях, -- кто-то должен за это ответить?!» -- негодовал Грызлов.
Впрочем, здесь министр явно погорячился. Как раз за последний год арестовывали депутата Законодательного собрания Сергея Шевченко, Владимира Беляева (Боб Кемеровский), ряд контрабандистов и просто бандитов -- и про всех упорно говорят, что они принадлежат к определенному «неформальному» сообществу.
Требования министра внутренних дел разобраться с «тамбовцами», конечно же, будут услышаны, особенно в только что созданном окружном ГУВД, которому хочется поскорее отличиться. И можно ждать новых арестов, причем не исключено, что могут быть предъявлены обвинения известным в городе людям, возглавляющим крупные бизнес-структуры на названных Грызловым рынках. Но сомнительно, что результаты этой начатой по команде сверху борьбы будут столь сенсационны, сколь и вчерашние заявления министра. Два года назад Москва уже проводила «зачистку» Петербурга, и тогдашний глава МВД Сергей Степашин обещал, что будут «декриминализированы» целые сферы экономики, включая те же порты и промышленность. О результатах той кампании можно судить по тому, что теперь объявлена новая эра борьбы с «тамбовцами». А следствия по ряду громких дел закрыты или продолжаются бесконечно.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург