|
|
N°142, 09 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто тысяч долларов под колбасой
Бывшего вице-премьера Украины подозревают в контрабанде валюты
Подкинуть работы своим украинским коллегам решили руководители Генеральной и Главной военной прокуратуры России. Вчера представители этих ведомств объявили, что направляют в Киев сразу два уголовных дела в отношении бывшего вице-премьера Юлии Тимошенко. Первое касается подзабытой истории 1995 года, когда в багаже экс-чиновницы московские таможенники нашли незадекларированные 100 тысяч долларов. Второе расследование представляется более интересным -- о махинациях с деньгами Минобороны, в которых принимало участие предприятие «ЕЭС Украины», в то время возглавлявшееся г-жой Тимошенко. Ту же часть материалов о военных миллионах, где фигурирует бывший замминистра финансов России Андрей Вавилов, следователи вчера выделили в отдельное производство.
Суть истории со средствами Минобороны такова: несколько лет назад «Газпром» взял два кредита на 450 млн долларов в Национальном резервном банке и банке «Империал» и расплатился этими деньгами по налоговым долгам перед государством. Эта сумма вначале поступила на счета Госналогслужбы в Центральном банке, а потом перешла на счета Минфина. Последний же, выполняя статью бюджета «Национальная оборона», перечислил 450 млн Главному управлению военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны. Подписывал платежки бывший замминистра финансов Андрей Вавилов. По версии следствия, глава ГУВБиФ Георгий Олейник поспособствовал перечислению 450 млн долларов на счет английской компании United Energy International (UEI) Ltd. Эта фирма является соучредителем корпорации «ЕЭС Украины» (которой руководила тогда Юлия Тимошенко), и передачу ей столь крупной суммы денег военные объяснили тем, что расплачиваются за некие обещанные Украиной «материально-технические ценности». Как считают в ГВП, на самом деле украинцы в лучшем случае передали российским вооруженным силам только одну треть этих самых «ценностей», а возможно, и вообще ничего не отдавали. Так или иначе, но почти сразу после получения 450 млн долларов UEI перечислило их все тому же «Газпрому» в счет погашения долгов ЕЭС перед РАО, а «Газпром» поспешил вернуть кредиты банкам. Примечательно, что вся операция по переводу денег из Минфина в Минобороны, а потом на Украину была произведена в один день, за несколько часов. В результате всех этих манипуляций и «Газпром», и «ЕЭС Украины» остались довольны: они рассчитались по крупным долгам, а вот зачем и без того небогатому Минобороны понадобилось неизвестно на что тратить почти полмиллиарда долларов, так и осталось загадкой.
Выяснив все это, сотрудники ГВП в конце прошлого года предъявили обвинения Георгию Олейнику, в мае этого -- Андрею Вавилову, а 30 июля возбудили дело против Юлии Тимошенко. Правда, сейчас это общее расследование пришлось разделить на три отдельных: против генерала, против экс-замминистра финансов и против бывшего украинского вице-премьера. Последние материалы отправились в Киев, и речь в них идет о выплате г-жой Тимошенко через посредников некоторым должностным лицам Минобороны взятки в 3 млн долларов.
Удалось корреспонденту газеты «Время новостей» узнать и подробности дела о контрабанде валюты. Еще в июле 1995 года г-жа Тимошенко вместе с супругом Александром прилетела в Москву. Где она раздобыла 100 тысяч долларов, так и осталась загадкой, однако вывозить их, как утверждает следствие, г-жа Тимошенко предпочла нелегально. Расфасованную в пакеты валюту положили в сумку, а сверху прикрыли колбасой и хлебом. Александр Тимошенко передал поклажу своему водителю и попросил поспособствовать ее доставке в обход таможни на борт самолета, вылетавшего в Днепропетровск. Шофер в свою очередь договорился с пилотом лайнера, который и пронес сумку в салон. Когда туда же пришли Юлия и Александр Тимошенко, таможенники провели в их вещах досмотр, вынув пакеты с долларами. Г-жа Тимошенко немедленно заявила, что плохо себя чувствует, и в результате ее с супругом отпустили на родину. Деньги же были изъяты и до сих пор хранятся в России.
Юлия Тимошенко: Обвинения против меня смешны
-- Было ли для вас неожиданностью заявление российской прокуратуры об открытии уголовного дела о взятках, где вы фигурируете в качестве обвиняемой?
-- Мы знали, что такая провокация готовится, и будем защищаться.
-- Ранее вы заявляли о том, что россияне закрыли дело о взятках в Минобороны, где вы фигурировали в качестве свидетеля. Ваше заявление базировалось на официальных документах?
-- Официальных документов у меня нет, но о закрытии дела в связи с отсутствием состава преступления несколько раз заявляли следователи, которые приезжали в Киев для встречи со мной. Их вопросы не касались взяток. Меня расспрашивали о газовых долгах «Единых энергосистем Украины» -- корпорации, которую я ранее возглавляла.
-- Насколько обоснованы заявления о том, что бартерная форма расчетов между ЕЭСУ и Минобороны, равно как и газовый контракт, -- ваша личная инициатива?
-- Эти разговоры смешны. Контракт на сумму 750 млн долл. о поставках газа с 1996 по 1998 год и его оплате товарами между ЕЭСУ и Минобороны был заключен при поддержке государственных лиц на высшем уровне. Предварительные согласования относительно такой формы оплаты поставок газа достигли президенты двух стран, затем к заключению договора подключились налоговая администрация Украины, казначейство, Министерство финансов России. Контракты на такие суммы по личной инициативе не заключаются.
-- Знакомы ли вы с генералом Олейником и бывшим замминистра финансов Вавиловым, фигурирующими в деле?
-- Генерала Олейника я не знаю и никаких взяток ни лично, ни через подставных лиц не давала. Что касается Вавилова, мне неизвестно, по каким причинам он фигурирует в деле Минобороны, -- в российские политические и бизнес-расклады я не посвящена.
-- Возможна ли ситуация, когда Россия потребует вашей экстрадиции после приговора своего суда? (Рада недавно приняла закон об исполнении решения иностранных судов. -- Ред.)
-- Этот шаг не позволит сделать украинское законодательство, сама процедура не отработана ни с точки зрения технологии, ни -- политики. С другой стороны, в таких грязных делах законы властями игнорируются.
-- Каковы могут быть конкретные рычаги воздействия на вас?
-- Россияне скорее всего передадут дело в украинскую генпрокуратуру, которая уже пыталась обвинить меня в контрабанде газа и срыве контрактов. Последнее не выдерживает критики. Поставки газа и расчеты за него проводились успешно, пока из политических соображений не вмешались украинские власти. Контракт между Минобороны и ЕЭСУ был искусственно сорван, работа корпорации парализована. В результате из поставок газа на сумму 750 млн долларов ЕЭСУ задолжали около 300 млн. Еще раз повторяю -- дело против меня имеет чисто политический подтекст. Это попытка политического давления. За восемь месяцев Леониду Кучме так и не удалось ликвидировать оппозицию, поэтому он обратился за помощью к старшему брату. Не исключаю новой волны арестов -- президент в этом смысле предсказуем. Между двумя президентами достигнута негласная договоренность о поддержке Кучмы на выборах 2004 года и как следствие -- об уничтожении оппозиции, которая никогда с таким шагом не согласится.
(Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев)
Александр ШВАРЕВ