Время новостей
     N°142, 09 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2001
Россия проникает в «Золотой треугольник»
Бирманская армия будет воевать нашим оружием
В среду официальная делегация российского Министерства обороны начала переговоры с военно-политическим руководством Мьянмы (Бирмы). Военное ведомство избегает любых комментариев о проходящих в Янгоне консультациях, однако само то, что делегацию возглавляет Михаил Дмитриев, подтверждает слухи о предстоящих масштабных поставках российского оружия для бирманской армии. Ведь г-н Дмитриев не просто один из заместителей министра обороны: генерал-лейтенант СВР был «переведен в армию» президентским указом в ноябре прошлого года специально для того, чтобы возглавить новую государственную структуру, отвечающую за экспорт вооружений, -- Комитет по военно-техническому сотрудничеству.

Правда, дорогу российскому оружию в Мьянму проторило не само Минобороны, а его «соседи» с Лубянки. Контакты двух стран в военной области стали развиваться после визита в Янгон в 1997 году замдиректора ФСБ генерал-полковника Валентина Соболева. Начав со взаимодействия в сфере борьбы с наркотиками (Мьянма входит в число стран печально известного «Золотого треугольника»), стороны уже к прошлому году вплотную подошли к переговорам о военном экспорте и даже сотрудничестве в ядерной области -- Минатом РФ сейчас ведет переговоры «о сооружении и эксплуатации» в Мьянме исследовательского реактора.

Упорное нежелание Москвы говорить «о новой победе отечественного оружия на мировом рынке» в данном случае вполне объяснимо. После военного переворота 1988 года Вашингтон включил Мьянму в число «неблагонадежных» стран, в отношении которых действуют американские санкции. Формально это не мешает взаимоотношениям Москвы и Янгона в оборонной области, поскольку международное эмбарго на военные поставки в Мьянму введено так и не было. Однако Россия, наученная горьким опытом сотрудничества с другими странами из американского «черного списка», вроде Сирии или Ирана, предпочла подстраховаться и обойтись на сей раз без излишней рекламы продукции отечественного ВПК. К тому же преждевременная огласка подготовки крупных военных контрактов между Россией и Мьянмой неизбежно вызвала бы и крайне нервную реакцию со стороны Китая, который является основным поставщиком бирманской армии, -- общая сумма военных поставок Пекина за последнее десятилетие превысила 2 млрд долларов. Судя же по информации зарубежных источников, российская оборонка планирует увести из-под носа своих китайских коллег один из самых перспективных контрактов, предусматривающий перевооружение бирманских ВВС новыми истребителями (до сих пор в составе боевой авиации Мьянмы были только самолеты китайской постройки «Чэнду-Ф-7М» и «Наньчан А-5С»). Москва предлагает Янгону десяток многоцелевых истребителей МиГ-29 (в том числе восемь одноместных боевых машин и две «спарки» МиГ-29УБ) всего за 130--150 млн долларов. Сравнительно невысокая для самолетов подобного класса цена контракта объясняется тем, что Россия до сих пор распродает излишки выпущенных в середине 90-х МиГов, которые строились тогда для прежних наших союзников, но так и не были ими востребованы.

Утечка информации о предстоящей закупке Мьянмой российских истребителей уже заставила насторожиться ее соседей, отношения с которыми у Янгона складываются далеко не идиллические. На границе Мьянмы с Таиландом регулярно происходят вооруженные стычки, еще более сложная ситуация сложилась после недавнего конфликта на бирманско-бангладешских рубежах, к которым обе стороны подтянули несколько пехотных дивизий с тяжелым вооружением. Бангладеш сейчас наращивает боеготовность своих ВВС, закупая у России все те же МиГ-29. А Таиланд, традиционно сотрудничающий в военной области с США, добился согласия Вашингтона на срочную поставку новых ракет АИМ-30 класса «воздух--воздух» для своих истребителей.

Юрий ГОЛОТЮК