|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мещанский суд нефтью не торгует
Без ЮКОСа Якутия может замерзнуть
Масштабная проверка работы органов власти Республики Саха -- Якутия, которую завершили на днях сотрудники аппарата полпреда президента на Дальнем Востоке, выявила ряд серьезных нарушений и недоработок. Среди основных проблем республики -- доставка грузов на Крайний Север по обмелевшим рекам и проблемы ЖКХ.
Большая ревизия на земле Олонхо продолжалась две недели. Проверку прошли едва ли не все органы местной и федеральной власти. Дело это хоть и плановое, но для чиновника любого ранга чревато определенной нервозностью. С итогами работы контролеров якутскую общественность познакомил полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский. По его мнению, ситуация, которая сложилась в республике, может быть чревата очень серьезными проблемами в недалеком будущем.
Проблема номер один -- северный завоз. И хотя г-н Пуликовский заявил, что 30--40% грузов в отдаленные районы республики уже доставлены, но есть территории, куда танкеры и баржи с жизненно важными грузами до сих пор не попали. В результате некоторые улусы Якутии этой зимой могут остаться без тепла и света.
Как отметил заместитель начальника Ленского бассейнового управления (одного из ключевых ведомств в обеспечении Севера) Иннокентий Андросов, поселки на Яне, Индигирке и Колыме этой зимой могут оказаться в той же ситуации, что сложилась в начале года в Корякском автономном округе, где президенту Путину пришлось экстренно увольнять губернатора. Правда, есть одно небольшое отличие. В Корякию топливо для котельных и электростанций зимой можно завозить ледоколами, а вот на северо-востоке Якутии этого сделать не удастся. Впрочем, грузы в Верхнеянский, Усть-Майский и другие труднодоступные районы Республики Саха не поступают и сейчас, так как сибирские реки, которые в этих местах играют роль единственных транспортных артерий, из-за сухой и жаркой погоды обмелели. Глубины на Яне и Индигирке не позволяют пройти даже обычной барже с грузом. О крупнотоннажных танкерах и говорить не приходится.
Президент Республики Саха Вячеслав Штыров рассказал корреспонденту «Времени новостей», что без проведения дноуглубительных работ завезти все необходимое в отдаленные поселки и города невозможно. Сейчас на реке самое время чистить судовой ход от ила и песка. Лед сошел уже с самых северных рек, готовы четыре землечерпательные установки. Проблема -- в законе о разграничении полномочий между федеральным центром и территориями.
Дело в том, что с 1 января этого года проведение дноуглубительных работ на реках стало прерогативой исключительно федеральных структур. И если в прошлом году на углубление створа в Якутии было потрачено 1 млрд 150 млн руб., то в нынешнем федеральный бюджет выдал на все дноуглубительные работы в Якутии всего лишь 700 млн руб. Выделить средства из республиканского бюджета не позволяет закон о разграничении полномочий. Сроки же, когда на Севере можно успеть с дноуглубительными работами, уже почти истекли. Остается два варианта: ждать спасительного подъема воды, а он, судя по прогнозам, в этом году в Якутии может так и не начаться, или перебрасывать грузы в экстренном порядке любыми доступными средствами уже зимой. Впрочем, президентского полпреда Константина Пуликовского это не особенно беспокоит. «В крайние сроки мы и зимой умеем завозить топливо, -- говорит полпред, -- лишь бы это топливо и продовольствие были в наличии».
Вот здесь выявилась еще одна, совершенно новая для Якутии грань проблемы северного завоза. После известных событий вокруг нефтяной компании ЮКОС в республике начались серьезные перебои в обеспечении топливом. По словам генерального директора предприятия «Саханефтегазсбыт» Сергея Сидорова, Якутия 90% ГСМ последние годы закупала именно у этого нефтяного гиганта. Все поставки шли по железной дороге до нефтебазы в городе Усть-Кут Иркутской области. Далее речными судами топливо развозилось по Якутии. В этом году, отмечают якутские поставщики, ЮКОС фактически отказался заполнять емкости в усть-кутском терминале, заявив, что без стопроцентной предоплаты нефтепродукты для северного завоза поставляться не будут.
В настоящее время «Саханефтегазсбыт» в экстренном порядке ищет новых поставщиков и прорабатывает альтернативные схемы завоза жидкого топлива в Якутию. Скорее всего часть потока жизненно важных грузов пойдет через железнодорожную станцию Томмот в Южной Якутии. Тем не менее пока транспортники меняют маршруты перевозки, короткое северное лето подходит к концу. В Якутии уже в августе возможны заморозки, а в конце сентября -- первых числах октября северные реки покрываются льдом.
В самых проблемных районах республики проживает 60 тыс. человек. Если за два-три месяца ситуация с завозом грузов не будет решена, некоторые самые отдаленные поселки придется эвакуировать, так как именно в этом регионе расположен полюс холода Северного полушария.
Проблемы с северным завозом грузов, подобные якутским, по словам полпреда Пуликовского, испытывают Корякский округ, Камчатская область. Решить проблемы Дальнего Востока предложено с помощью бюджетных кредитов. Первый на сумму 230 млн руб. уже получило правительство Корякии. Якутия же пока ждет своей очереди.
Илья СЕРГЕЕВ, Якутск