|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как сделать революцию культурной
ШОС ищет новые методы борьбы с терроризмом
Трудно избавиться от ощущения, что в программе открывающегося сегодня в столице Казахстана юбилейного 10-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) таится какая-то «культурная» интрига. А иначе чем объяснить присутствие в составе российской делегации наряду с президентом Путиным, его помощником Сергеем Приходько, директором ФСБ Николаем Патрушевым и главою МИДа Сергеем Лавровым министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова? Какой вклад в борьбу с террором, сепаратизмом и экстремизмом, а также в обеспечение региональных стабильностей (заявленных в качестве задач саммита) может внести известный музыковед и бывший ректор Консерватории? Внятного ответа на этот вопрос в Астане автору этих строк никто не дал.
Возможно, конечно, и другое объяснение участия российского министра культуры в серьезном геополитическом мероприятии в Астане. Дело в том, и это случайное совпадение, что завтра хозяину саммита ШОС, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, стукнет 65 лет. И конечно же, все высокие гости будут его поздравлять. И кто знает, не станет ли появление известного музыковеда и министра на празднике уже само по себе неким подарком уважаемому юбиляру, который умеет играть на дударе, а также отличается прочими музыкальными талантами.
Что касается формальной повестки дня саммита, то она выглядит фундаментально. «Шанхайцы» озабочены безопасностью в Центрально-Азиатском регионе. Особенно после смены режима в Киргизии и кровавых событий в узбекском Андижане. Шестерка стран, входящих в ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), намерена в Астане принять меры по «расширению потенциалов ШОС, по противодействию современным вызовам и угрозам, включая выработку механизмов совместного реагирования на ситуации, угрожающие миру и стабильности» в регионе.
События в Андижане как раз под этим углом зрения и будут рассматриваться в Астане. Точнее, под тем углом, под которым смотрят на это в Ташкенте, с чем вполне согласны в Пекине и Москве. А посему неудивительно, что в качестве главного «механизма» совместного реагирования «шанхайцы», по сведениям «Времени новостей», рассмотрят учреждение в Оше филиала Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Напомним, что Ош -- это как раз тот город, где вызревала киргизская революция, в нескольких десятках километров от Андижана.
Однако это предложение вряд ли воспримут с восторгом в Бишкеке. РАТС ШОС, штаб-квартира которой находится в Ташкенте и возглавляется узбекским генералом Касымовым, контролируется спецслужбами Узбекистана. Активность этих структур в пограничных киргизских областях беспокоит Бишкек.
Но это внутренняя «кухня» ШОС, и то, что на ней происходит, вряд ли станет широко известно. Зато достоянием публики станет объявление о приеме в организацию в качестве наблюдателей Ирана, Пакистана и Индии. Эти страны давно «толклись в приемной». Исламабаду и Дели, как поясняют в Москве, дали понять, что условием получения ими статуса наблюдателей должно стать потепление их двухсторонних отношений и поиски мира в Кашмире. Поскольку этот «процесс пошел», то просьба индийцев и пакистанцев удовлетворяется.
Что касается подключения к ШОС Тегерана, то это, как утверждается, повысит международный престиж как иранцев, так и «шанхайцев». Но главным образом это станет асимметричным ответом Вашингтону на его включение Ирана в «ось зла» -- Тегеран теперь присоединяется к другой оси. И пусть кто-нибудь скажет, что она не добрая...
Аркадий ДУБНОВ, Астана