Время новостей
     N°118, 05 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2005
Безвластие гигантов закончилось
Boeing и Airbus обрели новых руководителей
В крупнейших авиастроительных корпорациях -- Boeing и Airbus -- закончился период «междуцарствия». C 1 июля совет директоров Boeing избрал Джеймса Макнерни на должности председателя совета директоров, президента и главного исполнительного директора корпорации, а 25 июня у руля Airbus встал Густав Хумберт. Г-ну Макнерни дорогу к вершинам корпоративной власти фактически открыла неизвестная женщина. А карьерный рост г-на Хумберта серьезно затормозился из-за референдума по евроконституции во Франции.

55-летний г-н Макнерни в течение трех с половиной лет занимал кресло в совете директоров Boeing. Однако свою карьеру он сделал в основном за рамками авиастроительного гиганта. С января 2001 года он работал председателем совета директоров и главным исполнительным директором промышленного конгломерата 3M, основные интересы которого лежат в сфере химической и электротехнической промышленности. До этого он занимал ряд руководящих должностей в компании General Electric.

Льюис Платт, исполнявший до избрания Макнерни обязанности председателя совета директоров, так объяснил причины приглашения нового руководителя: «Он идеальный кандидат на пост главы нашей компании. Поскольку г-н Макнерни руководил компанией, являющейся бизнес-партнером Boeing, а также работал в совете директоров нашей компании, он хорошо знает специфику как аэрокосмической отрасли, так и компании Boeing. Он успешно руководил крупными международными компаниями, накопил значительный опыт в области контактов с заказчиками из числа государственных организаций и частных компаний. Во всех компаниях, где работал г-н Макнерни, его уважают за честность, высокие этические принципы и собственный эффективный стиль руководства».

Приглашение человека со стороны, вероятно, также преследует цель прервать цепь проблем, которые Boeing имел в последние годы со своими руководителями. 1 января 2003 года тогдашний глава компании Фил Кондит ушел в отставку на волне скандала, связанного с получением из министерства обороны США конфиденциальной информации, которая могла повлиять на распределение государственных заказов. Еще два высокопоставленных сотрудника Boeing оказались по этому делу за решеткой.

Назначенный после этого президентом Boeing Гарри Стоунсайфер едва успел замять этот скандал, как сам оказался в центре еще одного. Совету директоров стало известно, что он состоит во внебрачной связи с сотрудницей Boeing. Совет пришел к выводу, что это «плохо отражается на способностях г-на Стоунсайфера управлять компанией». Хотя с точки зрения финансового положения Boeing никаких претензий к президенту не было, да и анонимную женщину, ставшую причиной скандала, оставили работать в компании, г-на Стоунсайфера все же уволили в марте 2005 года. После этого обязанности президента и главного исполнительного директора временно возложили на Джеймса Белла, а совет директоров, также временно, возглавил Льюис Платт. Оба они после передачи полномочий Джеймсу Макнерни остаются на руководящих постах в компании Boeing.

В европейском авиастроительном концерне в кадровый вопрос вмешалась не женщина, а политика. Немца Густава Хумберта называли наиболее вероятным кандидатом на пост главы Airbus еще в мае. Предыдущий президент европейского концерна Ноэль Форжар пересел тогда в кресло сопредседателя европейского авиационно-космического агентства EADS (ключевой акционер Airbus, контролирующий 80% акций). Г-н Хумберт, занимавший в штатном расписании Airbus вторую строчку, выглядел естественным преемником. Претензии на этот пост француза Фабриса Брежье всерьез никем не принимались, кроме самих французов (которым принадлежит 30% акций EADS).

Однако во Франции распространена точка зрения, что Airbus скорее является французской, чем общеевропейской фирмой. На 29 мая во Франции был запланирован референдум по одобрению Евроконституции, на котором позиции сторонников континентального объединения выглядели не блестяще. В преддверии этого события руководство Airbus решило не дразнить французских избирателей, выдвигая своим руководителем немца. Евроконституция во Франции провалилась, и чуть меньше месяца спустя Густав Хумберт официально стал президентом и главным исполнительным директором Airbus.

Михаил КУКУШКИН