Начавшееся на прошлой неделе разбирательство случаев взяточничества на чешском автостроительном заводе
Skoda, дочернем предприятии Volkswagen, грозит перерасти в коррупционный скандал, который может стать одним из крупнейших в немецкой экономике. Инициатором первоначального расследования стало само руководство Volkswagen. В центре внимания внутренней ревизии оказался бывший шеф по персоналу завода Skoda Хельмут Шустер. 51-летний менеджер был вынужден оставить свой пост: оказалось, во время организации производства автомобилей VW в Индии он требовал взятки от поставщиков-смежников. Помимо этого, как стало известно, с помощью подставных лиц и подпольных фирм г-н Шустер заключал со своим работодателем -- концерном Volkswagen -- выгодные договоры на поставки «народного автомобиля» в Индию и Анголу.
В прокуратуру немецкого города Билефельда, в сфере деятельности которой находится Вольфсбург, где находится штаб-квартира VW, поступили «приглашения» для целого ряда высших менеджеров. В ходе начатого разбирательства, перекинувшегося между тем из Чехии в Германию, добровольно покинул свой пост председатель совета директоров предприятия концерна Volkswagen Клаус Фолькерт. Он, как предполагается, работал в одной из фирм совместно с г-ном Шустером, которая участвовала в конкурсе на размещение заказа VW. Речь при этом шла о многих десятках миллионов евро. Г-н Фолькерт недоумевает: «В этом же нет ничего криминального». Однако буквально за считанные дни скандал успел пополниться многочисленными пикантными подробностями, свидетельствующими о том, что некоторые высокие руководители концерна смогли превратить его, как здесь говорят, «в магазин самообслуживания».
Собственно говоря, гг. Шустер и Фолькерт попались даже не на финансово-производственных махинациях. Обоих сгубили женщины. Менеджер Skoda оказался под прицельным взглядом внутренней ревизии только потому, что в командировках позволял доставлять себе радость с самыми дорогостоящими женщинами. А глава совета предприятия VW максимально приблизил услугу к потребителю: встречался с дамой-бразилианкой на представительской квартире VW в Брауншвайге (это совсем недалеко от Вольфсбурга). Расходы по периодической доставке дамы из далекой южноамериканской страны в Германию и возвращению после исполненного ею долга в первом классе самолета также осуществлялись из бюджета предприятия. Любопытно, что сама бразилианка ни о каких любовных интригах и слышать не хочет. И на все нескромные вопросы утверждает, что работает на Volkswagen и за это получает деньги. С журналами Der Spiegel и Focus она охотно поделилась деталями деловых взаимоотношений с немецкими автостроителями. Ежеквартально VW переводил на ее банковский счет в Сан-Пауло по 23 тыс. евро. За эти деньги бразилианка, по ее собственному признанию, «работала и регулярно производила для VW фирменные видеофильмы».
На прошлой же неделе в связи с финансовым скандалом в Вольфсбурге все чаще стало упоминаться имя Петера Хартца -- члена правления Volkswagen, курирующего кадровые вопросы. В последние годы он приобрел в Германии известность, разработав метод, с помощью которого ему удалось существенно оптимизировать решение важнейших кадрово-социальных проблем в рамках концерна. Успех оказался столь убедительным, что федеральный канцлер Герхард Шредер призвал Петера Хартца в свою команду разработчиков реформ в социальной сфере Германии, доверив ему перестраивать рынок труда. Г-н Шредер всегда слыл большим приятелем высшего менеджмента Volkswagen. Его еще накануне выборов в бундестаг в 1998 году, после которых он занял кресло канцлера, звали «геноссе для боссов». Реформы Хартца, связанные с сокращением социальных выплат долговременным безработным оказались настолько радикальными, что перед г-ном Шредером все яснее вырисовывается перспектива провала на досрочных выборах предстоящей осенью.
В концерне стали поговаривать о предстоящем увольнении г-на Хартца. Правда, это опровергают официальные инстанции VW. В местную прессу «просачивается» информация, будто г-н Хартц лично утверждал завышенные командировочные и представительские расходы гг. Шустера и Фолькерта. На все вопросы в этом направлении из Вольфсбурга следует стандартный ответ: «Внутреннее расследование пока не завершено».