|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Акаев «сохраняет оптимизм»
Через неделю Киргизия получит президента
До досрочных президентских выборов в Киргизии остается шесть дней, и мало кто сомневается, что новым главой государства уже в первом туре 10 июля будет избран нынешний и.о. президента, премьер-министр Курманбек Бакиев. Уверенность в исходе выборов возникла после заключения в мае соглашения между Бакиевым и вторым главным претендентом на президентский пост Феликсом Куловым. Последний отказался от участия в выборах в обмен на пост премьера, который он должен получить в случае победы Бакиева.
Тандем Бакиев--Кулов намерен победить уже в первом туре, набрав не менее 60%. Чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны принять участие не менее 50% избирателей. Но поскольку результат почти предрешен, люди могут просто не прийти на участки. Да и июль неудачное время для выборов, отпускной сезон... Вопрос о явке сейчас -- главная головная боль.
Сами Бакиев и Кулов стараются рассеять сомнения в устойчивости их союза после выборов. Сторонники Бакиева опасаются, что Кулов, получив право формировать правительство, оставит их за бортом. И постарается сместить центр исполнительной власти от президентских структур в сторону правительства.
А в среде куловских сторонников зреют подозрения, что после 10 июля их патрон подвергнется массированной кампании, целью которой станет его дискредитация и недопущение к премьерскому посту. Тем не менее ничто не свидетельствует о возможном срыве киргизского «водяного перемирия». Оба лидера демонстрируют редкое единство, вместе совершают предвыборные поездки, публично расписываясь во взаимном доверии.
Но все эти факторы имеют значение в первую очередь для внутренней ситуации в стране. Для внешнего же имиджа Киргизии более важно дать отпор попыткам представить события 24 марта, приведшие к бегству экс-президента Аскара Акаева, как деструктивные. В этом наиболее преуспел, особенно после андижанских событий, президент Узбекистана Ислам Каримов. В ходе недавнего визита в Москву он говорил о стремлении распространить киргизское «бей-круши», начавшееся в Бишкеке, на весь регион.
С этой точки зрения интересными кажутся итоги работы комиссии, возглавляемой секретарем совбеза республики Мирославом Ниязовом. Комиссия была создана в Киргизии для «изучения причин и обстоятельств произошедшей 24 марта народной революции». Этот 11-страничный документ, не получивший пока широкой огласки, имеется в распоряжении «Времени новостей». Вот цитаты оттуда.
«Народная революция завершила логику распада «самого либерального режима» в Центральной Азии, которым долгое время гордились Кыргызстан и мировое сообщество...» «Происходили стагнация, деформация, а также подмена демократических ценностей. Личные качества главы государства, отсутствие в его жизненном опыте навыков государственного управления... привели к выбору лидером государства курса на узурпацию власти... «карманным» стало правительство, исполнительная ветвь власти, потом -- и судебная». «Истинной целью активного вмешательства власти в выборный процесс было формирование подконтрольного большинства в парламенте и в конечном итоге -- продление полномочий президента А. Акаева еще на один срок». Заметим, что сформированный таким образом нынешней весной парламент продолжает функционировать, что позволяет наблюдателям делать вывод о сохраняющемся влиянии Акаева на ситуацию в стране.
Госкомиссия констатирует, что «пренебрежение власти к законному праву избирать и быть избранными не по указке сверху, а по собственному выбору подвигло граждан Кыргызстана на открытый и прямой диалог с режимом». А «категорический отказ» Акаева от «этого простого и основного способа достижения согласия» привел «к решительной и неотвратимой реакции народа... позорному и поспешному бегству из страны экс-президента, что стало свидетельством полного краха его «виртуального режима». Акаев "не захотел и не смог реально оценить масштабы и причины недовольства", "им начала озвучиваться мысль о деструктивном международном влиянии, благодаря чему некоторые неправительственные организации воспринимались как проводники зарубежной идеологии".
Отчет говорит и о кадровой политике Акаева, «построенной на принципах личной преданности и родства», о «коррумпированности семьи Акаевых» и о «в основном разворованных полученных извне кредитах на сумму около 2 млрд долларов».
Сам же г-н Акаев не желает считать себя экс-президентом и называет себя не иначе как «первым президентом Кыргызстана, все эти годы верно и преданно служившим своему Отечеству». 1 июля он заявил, что его «совесть перед страной чиста», а его «знания и опыт будут востребованы в будущем». Г-н Акаев призывает «отказаться от псевдореволюционной риторики» и «видит наиболее перспективным тандем Бакиев--Кулов».
Но самое любопытное, что в тот же день, 1 июля, выступая на закрытой конференции в подмосковном Волынском, проходившей под патронатом кремлевской администрации, г-н Акаев предрек поражение нынешней киргизской власти уже в следующем электоральном цикле. Это, видимо, к тому, что г-н Акаев остается «по характеру оптимистом», как сказано в его обращении к соотечественникам накануне выборов.
Аркадий ДУБНОВ