|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«ШОС еще находится в младенческом возрасте»
В Астане сегодня открывается саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. О перспективах этой международной организации «Времени новостей» рассказал специальный представитель президента России по делам ШОС, посол российского МИДа по особым поручениям Виталий ВОРОБЬЕВ.
-- Решение о создании ШОС было принято в 2001 году, это молодая международная организация. Ее постоянно действующие структуры -- Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- работают лишь полтора года. Ныне основная работа в организации идет по двум направлениям. Во-первых, укрепляются ее нормативно-правовые основы. Во-вторых, разрабатываются проекты экономического сотрудничества. Ожидается, что в Астане главы государств примут ряд политических решений и подпишут документ, в котором подведут итоги работы за год и дадут ориентиры на будущее.
-- В странах ШОС заметна нестабильность -- в марте произошла революция в Киргизии, в мае Узбекистан потрясли беспорядки в Андижане...
-- Угрозы региональной стабильности и безопасности, проявлением которых стали события в Центральной Азии, заботят всех. Эти проблемы обсуждались на двух встречах глав МИДов, а также на встрече секретарей советов безопасности шести стран, входящих в организацию. На саммите ШОС обязательно уделят этому внимание. Уже есть некоторые наметки, как здесь использовать потенциал организации.
-- Но ведь в дни острого кризиса в этих двух странах ШОС так и не проявила себя как весомая сила?
-- По отношению к ШОС есть два весьма спорных подхода. Одни считают, что это временное искусственное образование, которое не может быть жизнеспособным в силу большой разнородности и разновесности участников. Другие исполнены «сверхзавышенных ожиданий» -- они полагают, что ШОС способна чудесным образом создать нормальную жизнь, стабильность и безопасность в Центральной Азии.
Наряду с этими подходами есть реальность, которая определяет возможности организации. ШОС -- это не военно-политический союз и не экономический блок. ШОС еще находится в младенческом возрасте, и многие тяжелые задачи ей пока не по плечу. Тут уместна известная китайская пословица: даже если очень хочется вырастить морковку побыстрее, не надо помогать ей, вытягивая вверх ботву. Приходится считаться с тем, что у стран ШОС разный исторический опыт, неодинаковые возможности, материальные и интеллектуальные ресурсы. Внутри «шестерки» действует принцип консенсуса -- если никто не возражает, это и есть решение. Опыт показывает, что договариваться в рамках ШОС возможно, в том числе и по сложным вещам.
-- ШОС называли также формой двустороннего контроля Москвы и Пекина за ситуацией в Центральной Азии, инструментом удержания США вне этой зоны. Регион по-прежнему неустойчив, но там появились военные базы США.
-- У России с Китаем самое широкое стратегическое партнерство. В Центральной Азии у нас совпадают интересы -- обеим странам выгодно, чтобы это был стабильный, процветающий регион. Возникновение там конфликтов, разделительных линий, очагов напряженности не в интересах России и Китая, имеющих исторические связи с Центральной Азией.
Объединения «против кого-то» в современных условиях непродуктивны, они чреваты трещинами внутри самой организации. После начала антиталибской антитеррористической операции в Афганистане в ряде центральноазиатских стран появились базы, как мы их называем, «внерегиональных держав». Обстановка сильно изменилась, ШОС надо к ней адаптироваться. Речь идет не о том, чтобы кому-то насолить, а о взаимодействии ШОС с «внерегиональными державами» по тем вопросам, которые их объединяют. Курс на вытеснение был бы недальновидным, а в исторической перспективе -- безрезультатным.
-- Есть ли у ШОС тенденция к расширению?
-- Это открытая для взаимодействия международная организация. У ШОС появляются новые наблюдатели. В 2004 году такой статус получила Монголия, теперь на саммите в Астане его получат Индия, Пакистан и Иран. Географических пределов для такого сотрудничества нет -- страна может находиться где угодно, главное, чтобы она была готова уважительно относиться к ШОС, быть заинтересованной в сотрудничестве с ней. Увеличение числа наблюдателей пойдет на пользу как ШОС, так и странам, получившим этот статус, поскольку проблемы региональной безопасности переплетаются с их интересами. Так, в ближайшее время будет создана контактная группа ШОС-Афганистан. Видимо, в ней найдется место и для участия наблюдателей. В Афганистане надо продолжать борьбу с радикализмом и содействовать экономическому развитию этой страны, чтобы она уходила от выращивания угрожающего нам всем наркотического сырья.
-- Может, Афганистан следовало бы наделить статусом наблюдателя в ШОС?
-- Все зависит от страны -- если она изъявляет желание, то ее заявка рассматривается. ШОС, как и любая солидная международная организация, никого не зовет и не принуждает.
-- Есть ли кандидаты на полномасштабное членство в ШОС?
-- Сейчас нет, потому что в рамках организации пока не выработана процедура принятия новых членов. Хотя главный уставный документ -- Хартия ШОС, этого не исключает.
-- В Астане может быть подписано соглашение об антитеррористических мероприятиях ШОС. Не происходит ли подмена дел бумажными договоренностями?
-- Такое соглашение уже разработано, готовится еще ряд многосторонних договоренностей для борьбы с экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом и наркотрафиком. Эффективность этой борьбы будет нарастать по мере того, как мы будем пополнять копилку необходимых документов. Чтобы в многостороннем плане что-то сделать, нужно иметь общую юридическую базу. Законодательства стран различаются, случается непонимание в силу сложившихся внутренних традиций. Идет создание банка данных для совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
-- Как развивается экономическое сотрудничество внутри организации?
-- Экономической проблематикой ведает в основном Совет глав правительств. Осенью его заседание пройдет в Москве. В рамках ШОС одобрена долгосрочная -- на 20--25 лет -- программа экономического сотрудничества. В 2004 году был принят план реализации этой программы, который включает около 130 позиций. Видимо, в этом году главы правительств уже рассмотрят некоторые конкретные проекты.
Создается неправительственная негосударственная структура -- Деловой совет ШОС. Надеемся, что эта работа будет в основном завершена к саммиту в Астане. Активно идут переговоры о создании Фонда развития ШОС, способного обеспечивать финансирование проектов организации. Там должны быть задействованы деньги предпринимателей, частных и банковских структур.
-- Тем не менее китайская мечта о превращении ШОС в зону свободной торговли кажется нереалистичной...
-- А ШОС и не ставит перед собой цели создания зоны свободной торговли. В долгосрочной программе записано, что целью экономического сотрудничества является создание благоприятных условий для свободного движения ресурсов, капиталов, людей. Это сложное дело, поскольку члены «шанхайской шестерки» состоят в различных экономических объединениях. Две страны, Китай и Киргизия, уже присоединились к ВТО, тут еще наслаиваются экономические режимы ЕврАзЭС, СНГ, недавно созданной Организации центральноазиатского сотрудничества. Помогает общее стремление найти конкретные решения, интересные всем.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ