|
|
N°117, 04 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проблема-131
России, видимо, придется отложить реформу местного самоуправления
До вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» остается еще полгода. Однако уже сейчас становится очевидно, что в полном объеме и на всей территории страны с 1 января 2006 года он вряд ли начнет действовать. Просто потому, что и федеральный центр, и регионы не успеют провести все необходимые подготовительные мероприятия. А без них реализация закона, который чиновники для сокращения называют почти исключительно по номеру -- 131-й федеральный закон, превратится примерно в то же самое, во что вылилась в начале этого года реформа социальных льгот: возможно, вплоть до массовых выступлений граждан.
Понятно, что вновь наступать на грабли власти не хотят. Поэтому прилагают массу усилий, чтобы избежать крупных ошибок. В конце прошедшей недели реформу местной власти обсуждали на заседании Госсовета в Калининграде и первом заседании Совета при полномочном представителе президента в Приволжском федеральном округе в Нижнем Новгороде с участием главы Минфина Алексея Кудрина.
Итоги обоих мероприятий свидетельствуют, что власти -- как центральные, так и региональные -- готовятся к 1 января и морально, и материально. И если с материальной поддержкой реформы со стороны федерального центра все более или менее ясно (только объем дотаций на сбалансированность региональных бюджетов в следующем году предполагается увеличить с 19,5 до 55,3 млрд руб.), то с моральной не все однозначно. Многие губернаторы опасаются, что при возникшей неразберихе, связанной с перераспределением полномочий между субъектами федерации и органами местного самоуправления, возникнет такой хаос, что никакие дотации из федерального центра не помогут. Тем более что количество муниципальных образований увеличится более чем в два раза -- с 11,7 до 24,4 тыс. И всем им нужно будет передавать целый ряд полномочий -- от формирования, исполнения собственных бюджетов, сбора налогов на вверенной территории и управления имуществом до строительства дорог и уборки мусора. При этом надо попытаться обеспечить муниципалитеты доходными источниками, чтобы эти самые полномочия они смогли исполнять самостоятельно, а не клянчить постоянно деньги у вышестоящих органов власти. «Вопрос заключается в том, что не во всех субъектах федерации полномочия обеспечены финансами, имуществом, налогами, доходной частью бюджета. Это может привести к серьезным социальным проблемам», -- признал на днях помощник президента России Александр Абрамов.
С тем, что с источниками дохода у муниципальных властей могут возникнуть серьезные проблемы, согласны и в Минфине. Как заявил в Нижнем Новгороде глава департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов, есть проблемы со сбором двух основных для местных бюджетов налогов -- земельного и на имущество физических лиц. Первый трудно собирается из-за до сих пор незавершенной кадастровой оценки земли («Росимущество» обязалось закончить процесс до конца 2005 года) и сложностей с определением землепользователей. Второй -- из-за того, что «не все физические лица горят желанием декларировать свое имущество», говорит г-н Силуанов. (Неудовлетворительное налоговое администрирование на местах вынудило власти увеличить количество налоговиков, которым предстоит дойти до каждого налогоплательщика. По согласованию с ФНС их станет на 2800 больше, сообщил Антон Силуанов.)
Однако недобор налогов еще полбеды. Есть еще по меньшей мере две значимые проблемы, с которыми столкнулись власти при подготовке к реализации 131-го закона. Во-первых, субъектам федерации и муниципальным органам власти, которые, кстати, далеко не везде сформированы, предстоит за оставшиеся полгода принять огромное количество законодательных и нормативных актов, подводящих базу под перераспределение между ними полномочий. Правда, федеральный центр пытается ускорить процесс как может: Минфин подготовил перечень модельных нормативных актов, передал их на места и разместил на своем сайте в Интернете.
Вторая, и может быть, самая сложная проблема -- кадры. Надо срочно готовить финансовых работников для муниципальных образований. Причем уровень этих работников, которым предстоит в том числе верстать бюджеты, должен быть соответствующим. Г-н Силуанов знает, где взять потенциальных муниципальных финансистов. «У нас количество безработных с высшим образованием только по Приволжскому федеральному округу 22 тыс. человек. Для таких специалистов можно и нужно организовывать курсы повышения квалификации», -- заявил он. Правда, по его словам, пока нет расчетов, сколько будет стоить такая переподготовка в масштабах всей страны.
Кадры предполагается готовить в ускоренном порядке. Июль--август отведены на разработку методических материалов, сентябрь--октябрь -- на обучение преподавателей и только ноябрь--декабрь -- собственно на подготовку финработников муниципалитетов. Причем форма обучения допускается как очная, так и заочная. Подобная скорострельность в подготовке кадров заставляет сомневаться, что к 1 января все муниципалитеты будут иметь в штате квалифицированных финансовых специалистов.
Похоже, настроения отложить вступление в силу 131-го закона набирают силу. В конце мая 23 депутата Госдумы предложили перенести день «Ч» на 1 июля 2008 года. Парламентарии считают, что за полгода до начала процесса местные власти не готовы к новациям, бюджеты «трещат», поскольку из-за снижения налоговой нагрузки их доходы резко сокращаются. Правда, чуть позже спикер Госдумы Борис Грызлов одернул коллег, заявив, что реформе местного управления быть именно с 1 января 2006 года. Однако предложил внести в закон поправки. «Надо поменять ряд налогов с уровня местного самоуправления на уровень субъектов федерации и наоборот; много вопросов касается передачи объектов собственности с одного уровня на другой», -- сказал тогда г-н Грызлов. Впрочем, до сих пор решение о судьбе закона не принято -- хотя точку зрения 23 депутатов поддержали члены рабочей группы Госсовета, готовившей рассмотрение вопроса о реформе местного самоуправления к заседанию в Калининграде.
В сложившейся ситуации будет принято, похоже, одно из двух компромиссных решений. Именно о них говорили и в Калининграде, и в Нижнем Новгороде. Первое возможное решение -- предоставить регионам, находящимся в разной степени готовности к реформе, определять ее сроки самостоятельно. О втором варианте рассказал Антон Силуанов. Этот вариант заключается, как он выразился, в «более мягком вхождении» в закон, то есть в передаче на первом этапе муниципальным образованиям (главным образом поселениям, количество которых особенно увеличивается) лишь незначительной части обязательств. Например, вывоз мусора или озеленение. И под этот укороченный перечень расходных обязательств предоставить соответствующие доходные источники, причем на сметной основе, как сейчас. А затем в течение ряда лет заменять сметный принцип финансирования муниципальных образований на принцип получения доходов на собственной территории за счет собираемых налогов. Переходный период, по словам г-на Силуанова, может продлиться до 2009 года.
То, что реформа местного самоуправления пойдет либо по первому, либо по второму сценарию (впрочем, возможен и симбиоз), косвенно подтверждают слова Владимира Путина. «Никаких авралов и кампанейщины быть не должно», -- заявил он в минувший четверг на заседании президиума Госсовета.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Нижний Новгород -- Москва