Время новостей
     N°116, 01 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2005
Чтобы чужие боялись
Генпрокуратура разместила на своем сайте компромат на посредников в сфере усыновления
Руководителям Генеральной прокуратуры, похоже, надоело разговаривать со своими оппонентами из числа правозащитников и агентств, занимающихся содействием зарубежным усыновителям, в нейтральном тоне. Вместо аргументированных ответов на обвинения в попытках установить «железный занавес» для российских сирот блюстители закона использовали давно известный метод дискредитации противника.

Вчера Генпрокуратура на своем сайте обнародовала выдержки писем двух иностранцев, утверждающих, что «коррупция в сфере международного усыновления не связана напрямую с терроризмом, но приводит в ужас». Представители Генпрокуратуры уверяют, что ведомство не мешает устройству детей за рубеж, а просто работает «по пресечению нарушений закона». Но цитируемые ими частные письма -- это мощный пропагандистский инструмент, который в контексте громких скандалов последнего времени вызывает недоверие и ставит под сомнение всю процедуру усыновления российских сирот иностранцами. Впрочем, истории, в которых рассказывается о проблемах русского сироты и его иностранных родителей, будь то жестокое обращение или коррупция при поиске и оформлении, неизбежно попадают на страницы газет, несмотря на то что таких историй единицы по сравнению с тысячами других, в которых дети благополучно встретились со своими новыми родителями.

В одном из писем описывается история о том, как в августе 2004-го детей «в Калифорнию завезли по так называемой программе летнего отдыха». «В действительности это программа грязной продажи детей, -- утверждает не называющийся прокурорами автор письма из Америки (судя по всему, иммигрантка из России). -- Рекламу по полной программе провели: все, кто желает усыновить детей из России, можете взять в свою семью. Множество семей откликнулось. Детей раздавали в семьи без проверки условий жизни, без проверки криминального прошлого, сексуальной ориентации. Желающих оказалось более чем достаточно, детей на всех не хватило, поэтому американцам ставилось условие в течение двух дней принять решение и заплатить вступительный взнос 14 000 долл. за ребенка. Это... преподносится как гуманитарная деятельность. А как только сердобольные иностранцы привязались к ребенку, решили усыновить -- раскошеливайся, янки!»

В другом письме авторы-американцы, усыновившие четверых детей из России, утверждают, что им была предоставлена «неполная, неточная и недостоверная информация о детях». «Более того, от нас была скрыта важная информация о фактическом состоянии психического здоровья детей, серьезных проблемах поведения, агрессивности детей, -- пишут авторы. -- Когда же мы обратились в агентство по усыновлению, услугами которого пользовались, с просьбой оказать содействие, т.к. понимали, что ситуация в любой момент может закончиться смертью кого-либо из детей, получили отказ и предложение «решать свои проблемы самим». Новоиспеченным родителям, не достигшим контакта с приемными детьми, пришлось через суд отменять усыновление. Теперь они намерены обратиться в правоохранительные органы США и «доказать, что имело место мошенничество и под влиянием обмана заключили контракт на усыновление». Авторы письма утверждают, что от неудачного усыновления получили не только проблемы морального характера, но и понесли материальные затраты в сумме 84 тыс. долларов.

Те, кто в России сегодня занимается посреднической деятельностью и устраивает обитателей детдомов и интернатов в зарубежные семьи, однозначно восприняли публикацию этих писем как антирекламу самого международного усыновления. «Если есть конкретные случаи, то надо по этим конкретным случаям разбираться и принимать решения, -- сказала корреспонденту «Времени новостей» региональный представитель официально аккредитованного российскими властями американского агентства MAPS Стелла Старкова, -- а не обнародовать их «с сохранением орфографии». Таких писем может быть сколько угодно. Вот в одном из них утверждается, что «известны размеры взяток для судей и чиновников органов образования». Разве можно так огульно обвинять?».

Г-жа Старкова призывает не относиться ханжески к вопросу о деньгах: "Всякая услуга оплачивается. Но у нас каждый юрист, готовя документы для суда, назначает ту цену, которую посчитает нужной. Если бы Россия ратифицировала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, у нас был бы введен единый стандарт, который предусматривает единые расценки. Или же надо изменить процедуру оформления, потому что самому усыновителю подготовить этот пакет документов без помощи специалиста практически нереально». И самое главное, считает г-жа Старкова, этот спор, в котором на стороне Генпрокуратуры сила и власть, приведет к тому, что «количество детей, которые нуждаются в семье, не уменьшится, а увеличится». «В России в банке данных 180 тыс. детей, и что плохого, если хотя бы кому-то из них найдут родителей в России или за границей?» -- сказала она.

Ирина БЕЛАШЕВА