|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяные цены: замкнутый круг
На этой неделе в шотландском местечке Глениглз лидеры стран «большой восьмерки» соберутся на очередной ежегодный саммит. По традиции главная тема дискуссии -- состояние мировой экономики и возможности для ее роста. Очевидно, что в рамках клуба G8 высокие цены на нефть способствуют экономическому росту лишь одной страны -- России. Для всех других ситуация на нефтяном рынке представляет собой главный фактор, ограничивающий рост экономики.
Год назад, на саммите в американском Си-Айленде, нефтяная тема тоже была одной из главных. Тогда лидеры G8 говорили о необходимости призвать производителей нефти к увеличению объемов добычи. В последнее время большинство политиков, экономистов, отраслевых экспертов сошлись в одном мнении: нестабильность нефтяного рынка продиктована недостатком перерабатывающих мощностей. Именно поэтому и увеличение нефтедобычи, которое предпринимают страны-производители, практически никак не отражается на поведении биржевых котировок. Свой вклад в увеличение добычи вносит и Россия, однако степень ее влияния на рынок нефтепродуктов невелика.
Рынок не уверен, что мировая топливная промышленность сможет обеспечить неуклонно растущие потребности в продуктах нефтепереработки.
Перед лидерами G8 стоит непростая задача. Самое простое, что они могут сделать, -- призвать нефтяные компании активнее инвестировать в нефтепереработку. Но этот призыв должен быть подкреплен стимулирующими механизмами, иначе он будет просто проигнорирован.
Цены на нефть уже несколько раз пробивали психологический уровень в 60 долл. за баррель. И хотя окончательно закрепиться на этой позиции котировкам пока не удалось, эксперты практически не сомневаются, что это вопрос времени. На нефтяном рынке по-прежнему царствуют спекулянты, которые активно разыгрывают практически любую новость, касающуюся добывающей отрасли. Опасения, что какой-либо локальный кризис вызовет нехватку нефти или нефтепродуктов, не дает ценам опуститься на протяжении последних двух лет. Если когда-то котировки, находящиеся на уровне 30 долл. за баррель, вызывали на рынке ужас, то теперь, по прогнозам аналитиков, цены в 80 долл. за баррель вполне могут стать реальностью.
«В прошлом году спекулянты открыли для себя особенности нефтяного рынка и поняли, что в нынешней ситуации играть на повышение довольно легко, поскольку на фоне высокого спроса на цены влияет практически любая новость», -- отмечает аналитик Argus Наталья Борцова.
Стоит отметить, что зачастую цены на нефть движутся вверх вслед за стоимостью конечного продукта -- бензина и дизельного топлива. Сейчас запасы нефти в Америке находятся на уровне около 330 млн баррелей. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта величила выросла почти на 25 млн баррелей в сутки. Однако уровень запасов дизельного топлива и мазута хотя и превышает показатели июня 2004 года, но довольно незначительно. Так что участники рынка опасаются, что осенью печного топлива может просто не хватить.
При этом уже неоднократно сообщалось, что нефтеперерабатывающие мощности в США и Европе загружены практически полностью, так что их не хватает. В Штатах, где сформировалось очень жесткое экологическое законодательство, последний НПЗ был построен в 1970-х годах, в Европе -- в начале 1990-х. Нефтяные компании неохотно вкладывали средства в переработку, поскольку добыча нефти приносит гораздо больше прибыли.
Недавно министр энергетики Катара Абдула бин Хамад аль-Атыя заявил: «Мир не стоит перед нехваткой поставок нефти. Он обеспокоен нехваткой нефтепродуктов, таких как бензин и дизельное топливо, из-за ограниченности мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Это проблема, которой все должны уделять внимание. У ОПЕК нет возможности решить ее».
В последнее время американское и европейские правительства пытаются решить эту проблему. Они ищут альтернативные источники энергии и обещают стимулировать нефтяников увеличить инвестиции в нефтепереработку. Хотя в последнее время она и без того стала прибыльным бизнесом, но как долго сохранится нынешняя конъюнктура -- неизвестно. Ведь высокие цены могут вызвать снижение экономического роста и, соответственно, падение спроса. Причем период окупаемости инвестиций в НПЗ довольно велик.
Российские компании не могут изменить ситуацию на европейском рынке. Как отмечает г-жа Борцова, сейчас продукция отечественных предприятий, за очень редким исключением, не отвечает стандартам, предъявляемым в Европе и Америке к горючему. «Зачем инвестировать в модернизацию заводов, если в России качественное топливо не нужно, а один только экспорт вряд ли поможет компенсировать затраты на переоснащение НПЗ?» -- полагает эксперт.
Дело в том, что продавать качественные нефтепродукты внутри России не имеет смысла. Их цена будет превышать стоимость традиционных для нашей страны видов топлива, так что массового спроса на продукт с пониженным содержанием серы никто не ожидает. Ситуация может измениться только в том случае, если правительство внесет коррективы в действующие экологические нормативы. Однако большой надежды на это нет. «Высокие цены на бензин для кабинета министров политически неприемлемы, и прошлой весной он в очередной раз доказал это. Экологические стандарты топлива не являются приоритетом для правительства», -- уверена аналитик Argus.
Таким образом, сбывать высококачественный бензин и дизель можно только за рубежом. При этом перевозить продукты придется только по железной дороге. Это значительно дороже, чем транспортировка по трубопроводам системы «Транснефтепродукта». Но, попадая в трубу, низкосернистые нефтепродукты будут смешиваться с другими, в результате их качество ухудшится, и продавать их после этого в Европе будет просто невозможно. Стоит также отметить, что российский бензин, даже улучшенного качества, европейцам просто не нужен. Большинство автовладельцев предпочитают использовать в качестве топлива дизель. Так что в регионе и так наблюдается перепроизводство бензина.
Впрочем, ЛУКОЙЛ первым из российских компаний в этом году начал производство дизеля по стандарту Евро-4. Дизельное топливо «ЛУКОЙЛ Евро-4» будет двух видов -- зимнее и летнее. Оно содержит 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше, чем предусмотрено российском ГОСТом. Согласно генеральной схеме развития российских НПЗ ЛУКОЙЛа, объемы производства дизельного топлива по стандартам Евро-4 к 2014 году могут составить около 10,6 млн тонн в год. В этом году компания прибрела в Финляндии компании Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy, в собственности которых находится 289 АЗС и 132 точки по продаже дизельного топлива.
Но пока российские компании поставляют в Старый Свет главным образом газойль. Его можно транспортировать по трубе. Чаще всего он вообще применяется как печное топливо и качество в этом случае не актуально. В том случае, если газойль используется в качестве «полуфабриката» для производства дизеля, удовлетворяющего стандартам Евросоюза, на европейских заводах он все равно проходит дополнительную очистку. Однако здесь круг замыкается: мощности европейских НПЗ ограниченны, так что проблему может решить только их расширение.
Денис РЕБРОВ, Андрей ДЕНИСОВ