Время новостей
     N°115, 30 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2005
Нацболы вне закона
Суд запретил организацию Эдуарда Лимонова
Стремление дискредитировать в глазах общественности национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова достигло апогея. Вчера Московский областной суд постановил прекратить деятельность нацболов как общественного объединения. Судьи согласились с мнением прокуратуры, уже давно доказывающей, что «лимоновцы» нарушают законодательство, запрещающее «создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, создание вооруженных формирований».

Однако многие полагают, что такие действия способны дать, скорее, противоположный эффект. Юных в массе своей последователей литератора-левака загоняют в подполье, придавая тем самым романтическо-революционный оттенок их хулиганским выходкам. Однако власть, похоже, сама приняла предложенные молодящимся ветераном от диссидентства правила, и согласилась считать бедлам, учиненный нацболами в прошлом году в Министерстве здравоохранения и приемной Администрации президента, чуть ли не покушением на основы государственного строя. И, соответственно, наградило участников акции не только несоизмеримыми содеянному сроками заключения, но и всероссийской известностью. К тому же кто из пенсионеров, стоявших в январе в пикетах по поводу монетизации льгот, стал бы называть погромщиками молодняк, выбрасывающий документы из кабинета самого Михаила Зурабова?

Теперь же национал-большевикам предоставили еще и повод на публике сравнить 2005-й год если не со сталинским 1937-м, то хотя бы с началом 80-х. Чем немедленно и воспользоваться их лидер. «В России впервые за 20 лет запрещена деятельность политической организации», - заявил вчера Эдуард Лимонов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». А пресс-секретарь нацболов Александр Аверин заверил, что об этом факте партия намерена известить все инстанции, включая Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

«НБП же это решение только выгодно, они начинают привлекать к себе дополнительное внимание, становятся героями публикаций в прессе, получают известность, - прокомментировал «Времени новостей» заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин. - По довольному лицу Лимонова видно, что ему абсолютно плевать на эти решения». С ним согласен и заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Иван Мельников. «Методы, которыми власть пытается бороться с неугодной оппозицией, - чисто административные, слабые, и они делают оппозицию только сильнее. Нужно понимать, что подобное решение привлечет к такой организации как НБП еще больше внимания и больше сторонников», - заявил г-н Мельников «Времени новостей».

При этом претензии г-на Лимонова на первенство в ряду упраздненных партий совершенно несостоятельны. Так, после вступления в силу закона "О политических партиях" (2001 год), потребовавшего преобразования ранее созданных общероссийских политических общественных объединений в партии, в стране таковых осталось порядка полусотни. И далеко не все из них выживут в ближайшие два года - в 2004-м были приняты очередные поправки к "партийному закону", и до 1 января 2006 года численность всех партий должна вырасти до пятидесяти тысяч членов. Те партии, которым не удастся рекрутировать новых адептов, обязаны до 1 января 2007 года преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы либо ликвидироваться - добровольно или по суду.

В принципе, правовых инструментов у государства предостаточно. «В российском законодательстве существует институт ликвидации негосударственных некоммерческих организаций: партий, общественных и религиозных объединений. Этот институт закреплен в ряде законов: "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О противодействии экстремистской деятельности", "Об общественных объединениях", "О политических партиях», - рассказал корреспонденту «Времени новостей» вице-президент фонда "ИНДЕМ" Михаил Краснов. Согласно этим законам в случае нарушения общественными объединениями, в том числе партиями, Конституции или законодательства органы Минюста выносят им предупреждения. Если в течение полугода нарушения - формальные или идеологические - не будут устранены, может быть вынесено повторное предупреждение. Следующий шаг - приостановление деятельности на срок до шести месяцев. Если же общественники проигнорируют и эту угрозу, то органы юстиции или прокуратура обращаются в суд с заявлением о ликвидации организации.

Политическая партия или ее региональное отделение по решению суда могут быть ликвидированы и без предупреждений - в случае отсутствия в политической партии или ее региональном отделении необходимого для регистрации числа членов. И в России в последние годы этот механизм применялся уже сотни раз. Но, как правило, в судах обсуждались не идеологические, а формальные основания.

Именно по формальным основаниям в целом ряде регионов были ликвидированы местные организации РНЕ. В конце 2004 года решением Псковского городского суда была прекращена деятельность регионального отделения другой националистической организации - "Партия свободы". В 2004 году в Пензенской области была приостановлена деятельность трех региональных отделений политических партий Республиканская партия России, Либеральная Россия, Развитие предпринимательства. Решением Пензенского областного суда ликвидировано региональное отделение политической партии Консервативная партия России. Судами области были удовлетворены ряд исков о ликвидации нескольких общественных организаций - например, Партии защиты ограбленных вкладчиков России, Одинокие матери. В Рязанской области за последние 10 лет были принудительно ликвидированы порядка двухсот общественных организаций. Среди "жертв" закона «О политических партиях» прославилась Балтийская республиканская партия. Решением Калининградского областного суда от 26 июня 2003 года, оставленным без изменения Верховным судом РФ, она была ликвидирована за использование в своем наименовании слова "партия". Балтийцы пытались оспорить закон "О политических партиях» в Конституционном суде, но и он жалобу отклонил.

Точно такой же формальное нарушение прокуратура нашла и в случае с НБП. Не будучи зарегистрированными по новому законодательству как партия, нацболы просто не имели права использовать слово «партия» в названии своей организации. Однако подмосковные прокуроры решили сделать процесс все же политическим. В суде они доказывали, что отдельные высказывания из программных документов партии и закрытых бюллетеней НБП-ИНФО от 2001 года явно нарушают закон «Об общественных объединениях». «В этих материалах, - утверждают в прокуратуре Московской области, - содержатся призывы к созданию национал-большевистской армии, изменению границ России, подготовке к вооруженному вторжению в Казахстан и созданию на его территории так называемой «второй России».

При желании призывы к вторжению в сопредельные государства и изменению российских границ, причем аж до самого Индийского океана, воды которого весьма пригодны для омовения сапог, можно было найти и в открытых выступлениях куда более известных лидеров политических партий. Причем, заседающих в парламенте. Однако прокуратура, по утверждению Сергея Митрохина, решила продемонстрировать «очередное избирательное применение законодательства». И в этом органы, похоже, нашли полную поддержку партии власти. «Я очень положительно отношусь к ликвидации НБП,-- заявил «Времени новостей» председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы, депутат фракции «Едина Россия» Олег Ковалев.-- Ничем, кроме скандалов и экстремизма, эта организация себя не проявила. Я считаю, что это коричневая чума, которая должна быть ликвидирована».

Между тем сами «единороссы» в очередной раз отказались понизить с 7 до 5 процентов барьер для прохождения политических партий на выборах в нижнюю палату и региональные парламенты. За предложенную вчера независимым депутатом Владимиром Рыжковым проголосовало немногим более 40 законодателей. И некоторые политологи убеждены, что именно проводимая руками «Единой России» линия на укрупнение партий и ужесточение барьеров при прохождении в законодательные органы потенциально создает куда большую угрозу целостности страны и правопорядку, нежели хулиганствующие лимоновцы. «Подобная философия укрупнения партий ведет к параличу представительства интересов, - считает Михаил Краснов. - А закупоренные сосуды системы представительства чреваты революционными настроениями. Наоборот, государство должно приветствовать появление мелких партий, чтобы люди не уходили в подполье, а чувствовали себя легально представленными в политике. Следовало бы не повышать, а, напротив, понижать численный барьер. Это был бы путь к стабильности».

Олег ВОЛКОВ, Юрий КОЛЕСОВ, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА