|
|
N°115, 30 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва собирается отобрать небо у военных
Авиатакси необходимо, но пока противозаконно
Московское правительство полно решимости воплотить в жизнь воздушное такси. Вчера заведующий сектором воздушного транспорта департамента транспорта и связи Москвы Олег Никольский заявил, что коммерческие полеты легких воздушных судов над столицей и областью начнутся уже в следующем году. Для этого надо только изменить действующий порядок полетов над Москвой, которому проект авиатакси противоречит сразу по нескольким ключевым пунктам.
Схема скоростной доставки людей по воздуху в Москве и Подмосковье, разработанная чиновниками мэрии, предусматривает использование легких самолетов и вертолетов. Самолеты будут сновать между городами ближайших областей (в радиусе примерно 700 км от столицы) и небольшими аэродромами, специально организованными по периметру Москвы вдоль МКАД. С этих аэродромов непосредственно в город (а также в обратном направлении) пассажиры будут передвигаться на легких вертолетах. Без «вертолетной» части проект в значительной степени лишается смысла, ибо городские автомобильные пробки обещают свести на нет любую экономию времени, полученную за счет воздушного путешествия по области.
Генеральный директор контролируемой столичным правительством авиакомпании «Атлант-Союз» Владимир Давыдов вчера объяснил журналистам, как будет функционировать авиатакси в черте города. По его словам, вертолетные площадки планируется разместить на крышах зданий -- гаражей и медицинских учреждений. В частности, уже решено, что они будут на крышах городских больниц №15, №7 и НИИ им. Склифосовского. Еще один вертодром будет находиться в комплексе «Москва-Сити». На периферии города для них уже зарезервированы места на 65-м и 33-м километрах МКАД, а также в Тушине. Всего предполагается соорудить шесть вертолетных площадок в городе и 15 взлетно-посадочных полос в его ближайших окрестностях.
Как самолеты, так и вертолеты для использования в качестве авиатакси будут закуплены за рубежом -- в России современные воздушные суда такого легкого класса не выпускаются. В частности, самолеты скорее всего будут куплены у фирм Cessna (США) и Embraer (Бразилия). В ближайшие два-три года в создание аэропортовой инфраструктуры намечается вложить около 1 млрд евро. По словам сотрудника департамента транспорта и связи Москвы Олега Никольского, такие траты вполне оправданны, поскольку потенциальный объем спроса на услуги авиатакси в Москве оценивается в 1,5 млрд евро в год. Консервативные расчеты московских чиновников показывают, что проект должен окупиться не позднее чем через шесть -- шесть с половиной лет.
Правда, проверить эти расчеты на практике можно будет только в том случае, если гражданские чиновники сумеют добиться от военных изменения действующего порядка управления воздушным движением. По принятому в России порядку регулярные коммерческие полеты допускаются только вдоль утвержденных воздушных трасс, контролируемых гражданскими авиадиспетчерами. Все остальное воздушное пространство контролируется военными. Гражданские суда могут появляться там, только если получат разовое разрешение, подавать заявку на которое надо как минимум за несколько дней. В городах, и особенно в Москве, порядки еще строже. Вся территория внутри Садового кольца, а также воздушное пространство над многими «чувствительными» объектами в других частях столицы в принципе закрыты для полетов. Над остальными районами города в исключительных случаях могут появляться вертолеты специальных и спасательных служб (МЧС, МВД, ФСБ), но никак не коммерческих авиакомпаний.
По состоянию на сегодня максимум, на что могут рассчитывать «коммерсанты», это на разрешение облететь столицу вдоль внешней стороны МКАД. В пресс-службе ВВС России «Времени новостей» вчера заявили, что никаких изменений в действующем порядке охраны неба там в обозримом будущем не ожидают. Олег Никольский, напротив, уверен, что необходимые нормативные изменения случатся не позднее конца 2005 года, чтобы в следующем году столичное авиатакси смогло стать реальностью.
Михаил КУКУШКИН