|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес на соседях
«Газпром» хочет больше зарабатывать в СНГ и странах Балтии
Газовая стратегия России в отношении бывших республик Советского Союза в последнее время очевидно меняется. Применявшаяся ранее политика постепенного перехода к рыночным отношениям, а главное -- ценам, осталась в прошлом. Когда в Москве поняли, что субсидирование соседей путем поставок газа по льготным (по сравнению с европейским уровнем) ценам не приносит ожидаемых политических дивидендов, «Газпрому» был дан карт-бланш в ценовой политике. Менеджмент компании стал в открытую говорить о намерении в самое ближайшее время довести отпускную цену газа до европейского уровня не только для стран Балтии, но и для стран СНГ. В том числе и для «оранжевой» Украины, которая является главной транзитной территорией на пути газпромовской продукции в Европу.
Выступая 24 июня на собрании акционеров «Газпрома», председатель правления концерна Алексей Миллер сообщил: компания, во-первых, планирует перейти «на чисто рыночные механизмы во взаиморасчетах, исключив непрозрачные бартерные и зачетные схемы», во-вторых, намерена «обеспечить более высокий уровень цен» при поставках газа в страны СНГ и Балтии. Аргумент простой и понятный: «поставки топлива в страны бывшего СССР сейчас обеспечивают нам присутствие на рынках, но при минимальной рентабельности».
После распада СССР развалился и газовый рынок в соседних с Россией новых государствах (если, конечно, можно назвать рынком то, что происходило в этом бизнесе). В какой-то момент «Газпром» и вовсе отдал его на откуп компании «Итера», аффилированной с менеджментом концерна. В условиях кругового бартера «Итера» чувствовала себя очень уверенно и сделала работу на рынке стран СНГ и Балтии очень прибыльным бизнесом. Смена руководства в «Газпроме» изменила ситуацию -- концерн начал постепенно возвращать себе этот рынок сбыта. И в 2005 году единолично обеспечивает поставки газа в бывшие советские республики.
Планируется, что Украина получит от «Газпрома» 23 млрд кубометров газа, Белоруссия -- 19,1 млрд кубометров, Молдавия -- 1,25 млрд кубометров, Казахстан -- 0,9 млрд кубометров, Латвия -- 1,3 млрд кубометров, Литва -- 3,56 млрд кубометров, а Эстония -- 0,73 млрд кубометров. Закавказье полностью снабжается среднеазиатским газом, который закупает «Газэкспорт». В Азербайджан будет поставлено 4,5 (при наличии технических возможностей -- 5,5) млрд кубометров, в Армению -- 1,7 млрд кубометров, в Грузию -- 1,2 млрд кубометров. Кроме того, 1,1 млрд кубометров «Газэкспорт» продаст Молдавии. Выручка «Газпрома» на этих рынках составит около 2,7 млрд долл. (из них 1,15 млрд пройдут в рамках бартерной оплаты экспортного транзита через Украину). Продажи «Газэкспорта» принесут в консолидированную копилку монополиста еще около 580--600 млн долларов.
Между тем поставки такого же объема газа на экспорт в дальнее зарубежье принесли бы «Газпрому» не меньше 9 млрд долл. При том, что дополнительные транспортные расходы для его доставки, не считая Закавказья, выглядят очень скромно (5--7 долл. с каждой тысячи кубометров).
Существенная разница в ценах всегда не устраивала «Газпром». Однако к по-настоящему агрессивной политике в этой сфере российский концерн перешел только сейчас. Раньше его сдерживали только политические установки Кремля на интеграцию бывшего советского пространства, теперь -- только ограниченная платежеспособность потребителей. Но последний фактор имеет весьма ограниченное влияние, поскольку альтернативы газпромовским поставкам на этом рынке попросту нет. А значит, у монополии всегда есть возможности для увеличения цен.
Необходимо также отметить, что сейчас страны СНГ и Балтии платят за газ по разным расценкам, хотя базовая ставка для этого пояса у «Газпрома» зафиксирована на едином уровне в 80 долл. за тысячу кубометров. Самая дешевая цена у «союзной» Белоруссии (46,68 долл.), чуть больше платит Украина (50 долл.), дороже всего газ обходится прибалтийским республикам (от 85 до 95 долл.). Грузия, Армения и Азербайджан покупают среднеазиатский газ у «Газэкспорта» по 60--65 долл. И только Молдавия расплачивается в соответствии с базовой ценой.
Причины отклонений от базовой цены в ту и другую сторону в каждом случае свои. Балтию «Газпром» уже давно ведет в направлении европейских цен. По словам зампреда правления концерна Александра Рязанова, «есть программа на три года по приведению цен на среднеевропейский уровень». Таким образом, ежегодная индексация для потребителей Эстонии, Латвии и Литвы будет составлять 10--15%. Скорее всего оптовые цены для литовского предприятия Letuvos dujos, 37% в котором принадлежат «Газпрому», будут несколько ниже, чем для двух соседних стран.
Белоруссия и Украина являются транзитными странами для газпромовского экспорта, что и обусловило наиболее щадящие расценки. Напомним, что в Белоруссии до 2004 года применялись ставки, которые устанавливаются правительством для российских потребителей. Это была своеобразная поддержка партнера по союзному государству, а также аванс по последующему созданию совместного предприятия на базе газотранспортной инфраструктуры Белоруссии. Когда строительство объединенного государства застопорилось, а по созданию СП Минск выставил неприемлемые для «Газпрома» условия, концерн сразу заявил о переходе на коммерческие отношения. Они по-прежнему являются самыми льготными, но в расчетах отсутствует бартер. Пока никаких заявлений относительно пересмотра цен для Белоруссии руководство «Газпрома» не делало. Однако не исключено, что в ходе подписания нового контракта на 2006 год индексация на 10--15% все же произойдет.
Выстраивание новых газовых отношений с Украиной только идет, но уже приобрело скандальный характер. Несмотря на то что на сегодняшний день самый доходный бизнес «Газпрома» -- продажи газа в Европе -- на 80% зависит от Украины, руководство российского монополиста начало мощнейшую кампанию по пересмотру существующей системы поставок газа. Напомним, что сейчас «Газпром» практически не продает газ этой стране. Но оплачивает им транзитные услуги госкомпании «Нафтогаз Украины» (в последние годы -- 26--29 млрд кубометров) по зачетной цене в 50 долл. Эта схема зафиксирована в 10-летнем межправительственном соглашении от 2002 года. Однако конкретные параметры (объемы бартера, а также зачетные цена газа и тариф на транспортировку) утверждаются ежегодно.
В середине марта, после первой встречи Алексея Миллера и нового главы «Нафтогаза» Алексея Ивченко, в российском концерне радостно сообщили, что украинские коллеги предложили перейти на денежную форму расчетов за транзит. Это открыло перед «Газпромом» перспективу продавать высвобождающиеся из бартерной схемы объемы газа по рыночным ценам. Конкретное предложение Москвы -- 160 долл. за тысячу кубометров (цена вычислена по методу «прогноз цены на границе Украины и Словакии минус транспортировка по украинским трубам») повергло Киев в шок. Г-н Ивченко стал открещиваться от идеи по переходу на денежные расчеты, однако «Газпром», получивший переговорную инициативу, продолжает настаивать на отказе от бартера. Скорее всего самый радикальный сценарий не будет реализован, но увеличить цены до 70--80 долл. за тысячу кубометров без существенного роста транзитной ставки концерну все же по силам. Очевидно, что повышение цены для Украины спровоцирует ее рост в Белоруссии и Молдавии.
Цены на газ для закавказских республик также увеличатся как минимум на 20%. И связано это с подорожанием для «Газэкспорта» среднеазиатских закупок. Сейчас в Грузию, Армению и Азербайджан преимущественно поставляется казахстанский газ. Рост на него произойдет неизбежно вслед за реальным удорожанием туркменских поставок. Напомним, что хотя формально цена в 44 долл. осталась в контрактах с «Туркменнефтегазом», отказ от бартера увеличил реальные расходы «Газпрома» на его приобретение на 10--12 долл. с тысячи кубометров.
Конечно, рассчитывать на то, что уже в следующем году «Газпром» сможет довести рентабельность бизнеса на постсоветском пространстве до европейского, не приходится. Тем не менее 1,5--2 млрд долл. дополнительной выручки в этом сегменте -- вполне достижимая цель. И несмотря на очевидные политические просчеты Москвы на постсоветском пространстве, «Газпром» остается мощнейшим инструментом внешней политики в отношении ближнего зарубежья. А значит, многие вопросы будут решаться в более широком поле для торга, нежели коэффициент обмена кубометров газа на доллары.
Алексей ГРИВАЧ