|
|
N°115, 30 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невольный стиль
Ренди Брекер привез в «Ле Клуб» команду мечты
В по-летнему вялой концертной жизни Москвы случаются неожиданные проблески. Причем там, где их никто не ждет. Вот, например, трубач Ренди Брекер выступал в «Ле Клубе» уже раз сто или двести, и все это знают. И что он во всех составах хорош («живой классик», что тут говорить) -- тоже сюжет известный. Однако в этот раз знаменитый американский деятель джаз-рока и фьюжн собрал состав из, казалось бы, трудно сочетаемых музыкантов. Экзотический состав обусловил пестроту и эклектичность программы, с которой Брекер отправился в европейское турне, одним из первых пунктов которого стала как раз столица нашей родины.
Для любителей энергичного современного фьюжн этот состав -- dream team, «команда мечты», как говорят спортсмены. Люди с именем, засвеченные в звездных командах: басист Виктор Бейли (ex-Wether Report), гитарист Хирам Буллок, пианист Дейв Кикоски (Mingus Big Band, собственное трио и недавний проект Beatlejazz, о котором ниже), саксофонист Билл Эванс (успевший, как и его тезка-пианист, поработать с Майлсом Девисом). Все, кстати, уже выступали в нашей стране; Кикоски даже добрался до новокузнецкого фестиваля «Джаз в старой крепости». Должен был войти в эту группу и барабанщик Джоэль Розенблатт, но прямо перед отъездом он серьезно заболел, и его заменили местным исполнителем; с суперсоставом теперь играет москвич Эдуард Зизак, отменный барабанщик, участник бутмановских биг-бенда и квартета.
На сцене блещут все, но все выглядят по-разному, как цирковая труппа. Крупногабаритный Хирам Буллок -- гитарист с агрессивной подачей, такой хард-блюзовый. Пару лет назад он разгуливал с гитарой по чопорному залу и чуть ли не на барной стойке играл. Ныне случилось почти такое же безобразие, только Буллок еще и пел какие-то напористые блюзы хриплым голосом с томджонсовскими интонациями. Сочетание несочетаемого: Виктор Бейли выдает умопомрачительный слэп, глубокий качающийся звук, которому противостоят изящные фразы интеллигентного Билла Эванса.
Характерно, что перед первым московским концертом устроили невиданно долгий саунд-чек -- «чекались» часа три, каждый музыкант по отдельности, а потом еще и репетировали отдельные номера, прогнав едва ли не всю программу. Пока это происходило, корреспондент «Времени новостей» поговорил с Дейвом КИКОСКИ о его проекте Beatlejazz.
-- Вам не кажется, что идея проекта, в котором джазовый состав играет песни Леннона, Маккартни и Харрисона, уязвима для критики? Каждый может сказать, что рок-музыка, особенно Beatles, прекрасна в своем контексте и нечего ее оттуда доставать.
-- Может быть, кто-то так и считает. Но известные мне рецензии на три наших альбома были положительными. Даже удивительно. Да и почему кто-то должен негодовать? То, что мы делаем, вполне вписывается в джазовую традицию. Джазмены всю жизнь играли поп-песни, шлягеры. Года с 1910-го они этим занимаются: берешь популярную тему и гармонию и импровизируешь поверх нее. Те, кто критикует такой подход, просто плохо знают историю джаза. Майлс Девис играл My Funny Valentine, Колтрейн играл My Favorite Things -- все это были шлягеры своего времени. Луи Армстронг играл и пел эстрадные композиции.
-- Ваш проект оказался жизнеспособным?
-- Да. Мы придумали его пару лет назад: басист Чарльз Фемборо, барабанщик Брайан Мелвин и я. Теперь у нас довольно много гастролей. Вообще я в основном занимаюсь своими сольными проектами, наибольшее внимание уделяя как раз Beatlejazz, а в биг-бенде Мингуса работаю по мере возможности.
-- Многие джазмены играли песни и Beatles, и Abba, и другие рок- и поп-шлягеры, но зачастую получалось скучновато и неестественно...
-- Трудно сказать, почему. Скорее всего потому, что обычно берется битловская песня, к которой присочиняется стандартная джазовая аранжировка. Это неорганично. А мы... мы просто играли так, как нам нравится. Я привык к вольному стилю -- на сольных альбомах часто записываю инструментальные версии рок-песен с импровизицией, тех же Beach Boys переделывал. Многие аранжировки Beatlejazz и несложные, и, строго говоря, совсем неджазовые. Та же Let It Be -- там в оригинале простая гармония, четыре аккорда...
-- По стилю Let It Be -- госпел?
-- Ну да, госпел. Но у нас он звучит как рэгги с индийской таблой. Не знаю, почему такая идея пришла в голову. Музыкант свободен делать все, что хочет. Кому не нравится, тот может просто пойти в магазин и купить оригинал Abbey Road, верно?
-- Да. Вы много работали с русскими джазменами. Почему?
-- На моих сольных альбомах записывались контрабасист Борис Козлов и трубач Алекс Сипягин. Я ними работал в оркестре Мингуса, там мы подружились и стали записываться отдельно, в нашем проекте. Прекрасно отношусь к русским джазменам. Я несколько раз был в России; джаз, да и вся вообще музыка, которую здесь слышал, мне очень интересны.
Александр БЕЛЯЕВ