|
|
N°115, 30 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Королевские ворота в Европу
Празднование 750-летия Калининграда-Кенигсберга пройдет без соседей
750-летний юбилей Калининграда с самого начала был связан с разного рода скандалами. Сначала Кремль не приветствовал саму идею праздника, потом Белый дом не давал на него денег, а теперь Польша и Литва обиделись на Россию за то, что на юбилей не пригласили президентов этих соседствующих с Калининградской областью государств. Тем не менее 1 июля в городе начнутся юбилейные торжества, а в субботу, 2 июля, в Калининград приедет российский президент Владимир Путин с супругой. Калининградцы к празднику, конечно, готовятся. Вот только уверенности в том, что удастся избежать очередного скандала во время торжеств, в городе нет.
Город наш, а история чья?
«Для празднования юбилея Калининграда отсутствуют достаточные исторические предпосылки», -- таково было мнение главного государственно-правового управления президента РФ. В 2003 году калининградские власти впервые заикнулись о грядущем 750-летии самого западного города России, стали советоваться со «старшими товарищами» в Москве и тут же получили такой "обнадеживающий" ответ.
Случился скандал, а вопрос «быть или не быть юбилею?» вышел далеко за рамки политических обсуждений. Калининградцы говорили об этом в трамваях, на работе в курилке, в Интернете на форумах, в школах на родительских собраниях и даже на митингах. Горожане разделились на два противоборствующих лагеря. Одни согласились с кремлевскими доводами. Например, адмирал-губернатор Владимир Егоров (экс-командующий Балтфлотом) вместо юбилея города предложил отпраздновать 60-летие основания области. Ветераны Великой Отечественной и вовсе усмотрели в юбилее «попытку принизить подвиг советских солдат», сокрушивших «цитадель германского милитаризма» (Восточную Пруссию и ее столицу Кенигсберг), а также стремление «онемечить» этот российский край.
Их оппоненты настаивали на том, что Калининград -- это не только полвека советской власти, безликие хрущевки и Олег Газманов с Ладой Дэнс в качестве «самых-самых» земляков. Просили не забывать семь столетий прусской истории, древние рыцарские замки, булыжные мостовые, по которым ходили философ Иммануил Кант и математик Фридрих-Вильгельм Бессель. По их мнению, Калининград, чья история неразрывно связана с Россией еще со времен великого московского князя Василия III, правившего в первой четверти XVI века, -- это самая настоящая, «полноразмерная» дверь в Европу, а не "маленькое питерское окно".
У некоторых «заступников» юбилея эмоции просто били через край -- появилось даже общественное движение «За Кенигсберг», сторонники которого выступали за возврат городу его прусского имени.
Но позже ажиотаж стих и перед властями Калининграда встала, казалось, невыполнимая задача -- доказать Москве, что у города все же есть предпосылки, достаточные не просто для очередного местечкового празднования, а для настоящего торжества.
Неизвестно, сколько кабинетов местным чиновникам пришлось бы исходить, отстаивая дерзкую праздничную идею, если бы летом 2003 года в город не приехал российский президент Владимир Путин. Выступая перед студентами Калининградского государственного университета, глава государства заявил, что юбилей отмечать надо. Причем с размахом. Выяснилось, что, по мнению Владимира Путина, и предпосылок для празднования вполне достаточно, и историю города нельзя делить на свою и чужую.
Мэр Калининграда Юрий Савенко в тот день сиял как начищенный самовар. Он еще не знал, что впереди его ждут долгие мытарства по правительственным кабинетам, непонимание со стороны федеральных министров и денежная волокита. Действительно, проблем с предпраздничной подготовкой оказалось более чем достаточно. Начиная с объективных (вроде неожиданной административной реформы, в результате которой зависла работа юбилейного оргкомитета) до субъективных -- с министром экономического развития и торговли Германом Грефом у мэра Савенко сложились очень непростые личные отношения, которые удалось «разрулить» далеко не сразу. В местной политтусовке именно с этим связывают денежную волокиту, приведшую к тому, что Калининград, даже после того как все документы о юбилейном финансировании были подписаны премьером Михаилом Фрадковым, несколько месяцев сидел без копейки и стахановскими темпами строил праздничные объекты в долг.
«Бог мой, а ведь еще пару лет назад я и представить не мог, что нам удастся сдвинуть такую махину! Городской бюджет обеспечивает, что называется, лишь поддержание штанов. Ничего глобального мы не могли себе позволить. Но как же нам повезло, что мы живем в юбилейное время! -- так г-н Савенко рассуждает уже сегодня, накануне праздника. -- Ведь если бы не эта дата, разве смогли бы мы самостоятельно придать Калининграду столь мощный импульс в развитии?»
Прошло полтора года. Город, выбивший-таки из федеральной казны 1,5 млрд руб. и примерно столько же из других источников, изменился до неузнаваемости. Калининград вычищен, отремонтирован и обновлен настолько, что местные власти с гордостью стали говорить о новой истории города. Не прусской, не советской, а современной российской.
"Потом спасибо скажете!"
Сначала было очень неудобно и неуютно. Почти полгода в самом центре Калининграда на площади Победы зияла огромная яма. Рядом строили (уже почти десятый год) кафедральный собор Христа Спасителя, несколько торговых центров, переносили продовольственный рынок, ремонтировали главные автомобильные трассы, красили фасады жилых домов и меняли крыши, расселяли людей из ветхого и аварийного жилья, заменяли трамвайные пути -- и этот список можно продолжать очень долго.
Калининград превратился в одну большую стройку. В городе сразу резко встала проблема рабочих рук. По России пошла молва о стройке десятилетия, и в Калининград потянулись бригады шабашников со всей страны. Потом слух дошел и до строителей из ближнего зарубежья. И все равно людей не хватало. Работали в три смены, по ночам, без выходных и праздников. Многие даже оставались ночевать на объектах.
Ездить по центру Калининграда (аккуратно и при этом вовремя всюду поспевать) в эти месяцы мог только очень везучий водитель. Потому что пробки, как поет еще один известный калининградец Евгений Гришковец, в городе возникали нереальные. Калининград, и без того наводненный автомобилями, в часы пик просто вставал -- по всем главным городским улицам со скоростью пара километров в час еле-еле ехали машины, недовольные водители которых проклинали и юбилей, и чиновников, его отстоявших.
А власти Калининграда просили лишь немного подождать, извинялись за временные неудобства и говорили горожанам, что потом сами же спасибо за все скажут. И поблагодарить действительно есть за что.
Теперь в центре Калининграда вместо ямы шикарнейшая площадь с изящными фонарями и поющими светомузыкальными фонтанами. Автомобильные дороги, своими колдобинами напоминавшие об английских «ковровых» бомбардировках времен Второй Мировой, стали гладкими и широкими. Отреставрированные памятники архитектуры и жилые дома довоенной постройки заиграли европейским колоритом.
Все время, пока в Калининграде шел ремонт, в него наведывались разные федеральные чиновники с проверками. Был среди них и министр Герман Греф. В один из своих первых визитов он побывал на реконструируемых Королевских воротах, построенных еще в XIX веке и выбранных организаторами торжеств в качестве символа юбилея. Взглянув на ворота, г-н Греф мрачно ухмыльнулся и сделал скандальное заявление, что, дескать, готов соорудить тут королевскую виселицу. На тот случай, если с подготовкой к празднику местные власти не справятся. Однако совсем недавно он вновь был в Калининграде и, довольный результатами очередной инспекции, публично заявил, что «в виселице нет нужды».
Три счастливых дня
Юбилей Калининграда будет отмечаться в течение трех дней. 1 июля -- это исторический день "Один город -- одна история", 2 июля -- российский день "Российский город в центре Европы", 3 июля станет европейским днем и пройдет под девизом "Калининград -- место встречи России и Европы". Соответственно под каждый день расписана и своя программа. Устроители торжеств пытались при этом максимально использовать опыт проведения аналогичных мероприятий во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
В праздничные дни горожан и гостей города ждут девять международных фестивалей, три выставки, десятки концертов на 20 разных площадках. Более двух тысяч артистов (половина из которых калининградцы) задействовано в трехдневной юбилейной программе. Практически все мероприятия пройдут на открытых уличных площадках. Точного прогноза погоды в юбилейные дни синоптики пока не дают -- слишком уж нестабилен в последнее время балтийский климат. Однако праздник, как заявил мэр Калининграда Юрий Савенко, состоится в любую погоду. При этом он заверил горожан, что если зарядят дожди, их не будут разгонять при помощи самолетов. В калининградской мэрии в отличие от своих московских коллег считают, что «это слишком дорогое удовольствие».
Первый день празднования для работников муниципальных предприятий объявлен выходным. Утром 1 июля знаменитые Королевские ворота будут наконец открыты. Глашатаи в средневековых одеждах известят горожан о том, что в славный город Калининград пришел праздник.
Откроет торжества мэр Калининграда в мантии со знаком градоначальника. В этот момент на обновленной площади Победы начнется формирование праздничных колонн горожан, одетых в костюмы разных исторических эпох, свидетелем которых стал город-юбиляр. Праздничные колонны сольются в большое театрализованное шествие, посвященное истории возникновения Кенигсберга.
Это только самое начало, а потом праздничные мероприятия будут нарастать как снежный ком: международный фестиваль кукольных театров, "Праздник сладкоежек" (с леденцовым лесом, пломбирными берегами, ловушками для бубликов), фестиваль огромных воздушных шаров, рыцарский турнир «Королевская гора», трехдневное шоу фейерверков, концерты поп- и рок-звезд, выступления байкеров... А в акватории реки Преголя (главной водной артерии города) будет проходить большой водный праздник «Поднять паруса!». Специально для этого из Санкт-Петербурга прибудут два исторических парусных судна -- знаменитый фрегат «Штандарт» (копия фрегата Петра I) и ладья «Святитель Николай». На борту «Штандарта» будет доставлена в Калининград символическая эстафета юбилея из Санкт-Петербурга, отметившего в мае 2003 года 300-летний юбилей.
Впрочем, нельзя сказать, что юбилейные торжества в городе завершатся строго 3 июля. Мероприятий было запланировано столько, что в официальную трехдневную праздничную программу все они просто не уместились. Многие пришлось переносить.
Например, на начало августа перенесли организованное шведами уникальное этнографическое шоу «Деревня викингов». Но перед этим в Калининграде пройдет еще одно очень важное событие. На 9 июля запланировано официальное вручение городу высшей награды Совета Европы «Европейский приз». Эта награда была учреждена в 1955 году и вручается наиболее динамично развивающимся европейским городам. Калининград стал первым российским городом, который за полувековую историю этой премии стал обладателем столь престижной в западном мире награды. Для вручения «Европейского приза» в Калининград приедет представительная делегация еврочиновников. Предполагается, что торжественная церемония займет целый день.
Мы веселимся, а им обидно
«Я не понимаю, почему польскую делегацию не пригласили на юбилей Калининграда. Думаю, это больше, чем просто ошибка», -- сказал на днях президент Польши Александр Квасьневский, выступая по национальному телевидению. Еще раньше о своем недовольстве заявил президент Литвы Валдас Адамкус, также не приглашенный на 750-летие. Его поддержали спикер сейма Артурас Паулаускас и министр иностранных дел Антанас Валионис. Спикер подчеркнул, что его страна намерена сделать из этого неслучайного, по мнению Литвы, шага российского руководства «определенные выводы и обобщения». А министр еще и предупредил, что если на торжества в Калининград не будут приглашены руководители республики, то они на это соответственно «отреагируют».
Калининградцам, которых уже давно со всех сторон обложили визовыми барьерами, пока неизвестно, что конкретно предпримут их польские и литовские соседи. Однако совершенно ясно, что ничего хорошего после таких скандальных заявлений ждать не приходится. Напомним, что Литва имеет около 300 км границы с Калининградской областью. Не секрет, что в рассуждениях «для внутреннего потребления» литовцы обсуждают различные «проекты» насчет Калининграда -- от демилитаризации и создания «нейтральной территории» до напоминаний, что исторически эта территория именовалась Малой Литвой, где до ХVIII века литовцы составляли большинство населения.
Осложненные после 9 мая отношения с Польшей и Литвой во время калининградского юбилея приобретают совсем уж натянутый характер. Конечно, литовским политикам трудно угодить -- то они обижаются, что их приглашают (как, например, на празднование 9 Мая в Москву), то -- что не приглашают. Напомним, что 26 апреля литовский сейм практически единогласно (против голосовал лишь один депутат) принял заявление «Об оценке последствий второй мировой войны в Европе», из которого следует, что конец нацистского режима означал для Балтии начало советской оккупации. На основании этого документа президент Литвы отказался от участия в московских торжествах в День Победы.
На фоне не очень доброжелательных отношений с ближайшими соседями Калининградской области несколько нарочитым выглядит приглашение российским руководством на праздник города глав двух других государств -- президента Франции Жака Ширака и федерального канцлера Германии Герхарда Шредера. Пресс-служба главы российского государства официально подтвердила, что российский президент Владимир Путин проведет с ними трехсторонние переговоры.
Неизвестно, будет ли какая-то польза для региона от таких переговоров российского главы с лидерами стран, в повседневной жизни, мягко скажем, не очень активно контактирующих с Калининградской областью. Ведь для французского президента Жака Ширака в таком случае поездка в Калининград окажется исключительно ознакомительной, да и от Герхарда Шредера практических решений вряд ли стоит ожидать. Напомним, что 1 июля канцлер намерен поставить перед бундестагом вопрос о доверии. Впрочем, г-на Шредера уже сейчас называют «хромой уткой», намекая, что правительство его не поддержит. И в бывший Кенигсберг он прилетит скорее всего в рамках прощальной поездки. А не приехать канцлер не мог. Ведь Владимир Путин пригласил его на юбилей еще два года назад, выступая в Веймаре на форуме «Петербургский диалог».
Однако калининградские чиновники, узнав о переговорах, решили перестраховаться и подготовиться как следует, попросив одно из мебельных предприятий в срочном порядке изготовить соответствующий случаю круглый стол. Получилось по-президентски солидно -- столешница почти в десять сантиметров, сделанная из мелкоизмельченной и спрессованной под высокой температурой древесины хвойных пород темно-бордового цвета, отполирована до зеркальности, разбавлена по центру полуметровой янтарной мозаикой.
Местным мебельщикам пришлось еще поколдовать и над другим уникальным заказом. Планируется, что 2 июля в Калининграде под председательством президента Путина соберется на свое внеочередное заседание Госсовет. Обсуждаться будет региональная политика России. В работе Госсовета примут участие главы всех регионов страны, а также некоторые федеральные министры. В Калининградской области не нашлось достаточно большого стола, чтобы вместить всех участников заседания (около 150 человек). В итоге мебельщикам пришлось сделать стол длиной в 30 метров, состоящий из 38 секций. Его собирали два дня.
Конкретная программа пребывания российского лидера в Калининграде пока неизвестна. Планируется, что вместе с французским президентом Жаком Шираком и германским канцлером Герхардом Шредером он побывает в Российском государственном университете имени Иммануила Канта в Калининграде, где Шираку и Шредеру будут присвоены степени почетных докторов вуза.
Не исключено, что из Калининграда Владимир Путин на вертолете отправится в Балтийск, где осмотрит крупнейшую военно-морскую базу на Балтийском море, а также побывает в Черняховске, где находится завод по разведению лошадей уникальной тракененской породы. Планируется также, что российский президент осмотрит завод «Янтарь», стендом которого он интересовался в ходе последней экономической ярмарки в Ганновере.
Стабильной федеральной политики по отношению к Калининграду и региону в целом за всем этим, увы, не просматривается. И дипломатические игры, в которые сейчас втянуты Варшава, Вильнюс и Москва, служат тому подтверждением. Приглашая на праздник одних лишь друзей, нельзя забывать, что в следующий раз инициаторами политического скандала могут стать уже соседи. А отделенная от основной территории страны область, в которой всерьез бродят настроения «заграничной территории» и «республики», живет ощущением, что Россия о ней вспоминает лишь по большим праздникам. Чуть ли не раз в 750 лет...
О Кенигсберге-Калининграде
Замок Кенигсберг был основан в 1255 году рыцарями-крестоносцами Тевтонского ордена, захватившими земли Прибалтики.
В 1286--1327 годах городскими правами были наделены три поселка, образовавшихся вокруг замка Кенигсберг, -- Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф. Юридическое оформление городского статуса Кенигсберга произошло в 1724 году, когда эти три поселения объединились.
Символами города стали замок Кенигсберг, или Королевский замок (построен в середине XIII века, значительно разрушен во время второй мировой войны и затем в конце 60-х годов взорван) и кафедральный собор (XIX век, полностью восстановлен в 90-е).
С Кенигсбергом связано образование первого в мире протестантского государства (1525 год, герцогство Пруссия со столицей в Кенигсберге).
Кенигсбергский университет, основанный в 1544 году, стал центром притяжения для деятелей науки и культуры из Польши и Литвы. В Кенигсберге были напечатаны первые книги на литовском языке.
Город оказывался в эпицентре ряда общеевропейских военных действий: Семилетней войны (1756--1763 годы), Наполеоновских войн (1805--1807 и 1812--1814 годы), первой (1914--1918 годы) и второй мировых войн (1939--1945 годы).
В Кенигсберге прожил всю жизнь великий философ Иммануил Кант (1724--1805), родился и учился выдающийся германский писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776--1822).
В Королевском замке существовал Зал московитов, в котором останавливались послы великого князя московского Василия III в первой четверти XVI века. В Кенигсберге несколько раз бывал русский царь Петр I и его супруга Екатерина I.
Во время Семилетней войны город вошел в состав Российской империи (1758--1762 гг.). Тогда среди губернаторов провинции был отец великого российского полководца В.И. Суворов. Здесь бывали императрица Екатерина II, княгиня Е.Р. Дашкова, писатель и офицер русской армии А.Т. Болотов, историки В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, полководец М.И. Кутузов, поэты В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Н.А. Некрасов и В.В. Маяковский, писатель А.И. Герцен, художник К.П. Брюллов.
Во время второй мировой войны Кенигсберг считался неприступной цитаделью фашистской Германии. Советские войска взяли город в ходе ожесточенных боев, которые продолжались с 6 по 9 апреля 1945 года.
Вадим СМИРНОВ, Калининград-Кенигсберг