|
|
N°127, 18 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Кузбассе нет угля
Шахтеры не хотят топить свои дома даром
Сегодня в Сибири начинается отопительный сезон. В этом году Кемеровская область впервые начинает его с централизованной системой снабжения коммунального сектора углем. Для этого областная администрация учредила «Кузбасскую топливную компанию». Отныне практически все четыре миллиона тонн угля, которые потребляют городские и поселковые котельные, и печи домов частного сектора, должны быть поставлены КТК.
Пойти на такой шаг власти вынудил замаячивший в прошлом сезоне топливный кризис. В мае этого года угольщики прекратили отгрузку топлива на муниципальные котельные. Спасла население хорошая погода. Муниципалитеты так и остались должны угольным компаниям 300 млн рублей: топливо брали, а денег не платили. Пришлось создавать новую снабженческую структуру и начинать с «чистого листа». Теперь «Кузбасская топливная компания» должна получить в свое распоряжение все топливные лимиты местных и областного бюджетов и на полученные деньги закупить нужное региону топливо. До конца 2000 года это как минимум 1,5 млн тонн угля.
Должна -- не значит купила. Закупочная кампания началась в августе: в этом месяце было закуплено и отправлено во все территории Кузбасса уже 170 тыс. тонн угля, в сентябре будет поставлено еще 260 тыс. тонн, в октябре запланировано 300 тыс. тонн. Причем куплено это все в кредит. Под гарантии областной власти получено 56 млн рублей, но и эти деньги уже кончаются. Каждые сутки на покупку угля для обогрева трех миллионов жителей Кузбасса требуется тратить 2,5--3 млн рублей, а бюджеты платят пока только 1 млн рублей.
Сегодня «Кузбасская топливная компания» покупает уголь по тем ценам, которые может себе позволить. Генеральный директор КТК Игорь Прокудин объясняет это тем, что потребители в других регионах России готовы купить его практически на любых условиях. Поэтому цены на уголь растут, и продавать его на местные нужды по заниженным ценам невыгодно. В другие регионы уголь можно продать минимум по 200 рублей за тонну, а в бюджетах Кузбасса и муниципалитетов на него заложены расходы на уровне 100--140 рублей за тонну.
Получается замкнутый круг: денег на покупку топлива нет, нужно применять административное давление. Продавая топливо по заниженным ценам, угольные компании платят меньше налогов, и деньги в местном бюджете так и не появляются. Кроме того, привилегии для местных котельных оборачиваются повышенными ценами для «Кузбассэнерго». Энергетики в ответ требуют повышения тарифов на электро- и теплоэнергию. Это бьет уже по всей промышленности региона, снижает общую конкурентоспособность и оборачивается для угольщиков повышением цен на металл и оборудование.
По словам г-на Прокудина, чтобы разрешить ситуацию, коммунальщикам нужно 2 млрд рублей. Но таких денег в бюджете нет.
Егор НИКОЛАЕВ, Кемерово