|
|
N°114, 29 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роман Слуднов: Мне помогали зарабатывать зарубежные дяденьки в пиджаках
Вчера в столичном бассейне «Олимпийский» завершился чемпионат России по плаванию. По итогам российского первенства будет сформирована команда, которая в июле отправится в Канаду на чемпионат мира по водным видам спорта. Однако уже сегодня ясно, что в число участников этих престижных соревнований, которые проводятся раз в два года, не попал бронзовый призер Олимпийских игр-2000, чемпион мира, автор шести мировых рекордов брассист Роман Слуднов. На протяжении двух последних лет он отказывал журналистам в интервью и сделал исключение только для «Времени новостей». С Романом СЛУДНОВЫМ побеседовала корреспондент Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Роман, в чем причина неудачного старта на чемпионате России?
-- Сезон на сезон не приходится. После чемпионата Европы на короткой воде, который я выиграл в этом сезоне, в моей жизни произошло много изменений. Пять месяцев назад уехал в Америку и к первенству России готовился один по тренерским планам. Безусловно, это сказалось на результатах. Для полноценной подготовки мне не хватило пары недель. Плюс акклиматизация.
-- Чем вы занимаетесь в Америке?
-- Учусь в университете в Орландо. Будущая профессия связана с бизнесом. В течение двух лет буду получать базовые знания, после чего определюсь с направлением. Хотя уже сейчас имею представление, чем займусь. Не факт, что я останусь именно в этом учебном заведении, может быть, осенью переберусь к младшему брату. Вдвоем нам будет легче. Шесть месяцев назад он улетел в США. Учится в Спрингфилде и выступает за университетскую команду по плаванию. Уже участвовал в соревнованиях и даже установил рекорд. Ему повезло больше в том смысле, что учебу оплачивают американцы. Я же, поскольку являюсь профессиональным спортсменом, лишен этого преимущества. Поскольку не имею права плавать за команду университета, оплачиваю учебу сам.
-- Что заставило вас пойти на этот невыгодный в коммерческом смысле шаг? Не секрет, что многие российские спортсмены уезжают за океан только потому, что есть возможность совмещать занятия спортом с бесплатной учебой?
-- Много причин. Я никогда не скрывал своих взглядов, которые многих, наверное, коробили. Громкие слова о Родине, патриотизме -- все это хорошо. Но когда 80% пловцов моего возраста, имея неплохие результаты, не имеют собственных квартир и вынуждены ютиться по углам или жить с родителями, становится грустно. Отдать лучшие годы плаванию, при этом постепенно теряя мотивацию и, как следствие, уверенность в собственных силах, и остаться фактически ни с чем... Патриотизм, конечно, должен присутствовать, но не до такой же степени эксплуатировать это понятие.
-- Но, может быть, все дело в результатах. Например, что происходит с вами? Такой ошеломляющий взлет карьеры, первый в мире брассист, разменявший на стометровке минуту, -- и внезапная затянувшаяся остановка?
-- Однажды мы не угадали с горной подготовкой, сейчас -- с акклиматизацией. Понимаете, у моего тренера (Наталья Рощина -- мама пловца. -- О.Е.) не так много было чемпионов, и практически она впервые прокладывает этот путь. Идет процесс накопления знаний и опыта, и те или иные ошибки неизбежны.
Когда я приехал в Америку, то увидел, как тренируются люди. Совершенно иначе. Две параллельные жизни -- в бассейне и вне его. Причем, обе очень насыщенные. Другие горизонты, другие приоритеты. Мы всегда удивлялись, почему перед стартом на чемпионате мира американцы улыбаются. Что это -- показуха? Теперь я понимаю, что это пресловутые кураж и драйв, которые и предопределяют успех. А наши ребята, в том числе и я, всегда были настолько зашорены плаванием, так зациклены на результатах, что даже не могли свободно вздохнуть. На все это наслаивались финансовые и бытовые проблемы. Однако эти обстоятельства в расчет не брались.
В России вообще все максималисты. И даже если кто-то выиграл «бронзу» на Олимпиаде, установил шесть мировых рекордов, считается, что его спортивная карьера не удалась. По-моему, это бред, поскольку могу назвать много фамилий, которые не сделали и десятой доли того, что я. Но при этом эти пловцы остаются в спорте.
-- Проблема не в том, что кто-то именно так охарактеризует вашу карьеру. Похоже, что вы сами не удовлетворены своими результатами.
-- Да, это верно. В моей крови всегда будет присутствовать стремление сделать что-то сверх. И я надеюсь, что последнего слова не сказал в плавании. К примеру, на этом чемпионате России, по сути, я уступил лишь нескольким спортсменам, которых мне по силам победить. Да и потом, в плавании сейчас довольно много возрастных спортсменов. 35-летние устанавливают национальные рекорды. Так что я намерен продолжать.
-- Но хватит ли сил в финансовом плане тянуть этот воз? Ведь вы говорите, что плавание денег не приносит.
-- В России не приносит. Как ни парадоксально, в России умудряются получать деньги все, кто крутится вокруг спортсменов, кроме самих спортсменов и тренеров. Свое состояние я заработал не в России. Мне платили дяденьки в пиджаках из других стран. Я получал приличные деньги за мировые рекорды, за победы на этапах Кубка мира, участвовал в коммерческих стартах. Но федерация отечественного плавания здесь абсолютно ни при чем. В российском плавании есть президент, есть люди, которые занимаются билетами, гостиницами, организацией соревнований, но нет человека, который бы ведал финансами и спонсорством. Отсутствует даже намек на грамотный менеджмент. И если так и дальше пойдет, то профессиональный разговор на эту тему со всеми вытекающими проблемами и обстоятельствами можно будет вести не ранее чем через десять лет.
|