Время новостей
     N°141, 08 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2001
Андрей Козицын: Не делайте из нас пугало
Сегодня в сфере влияния генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрея Козицына находится более 20 промышленных предприятий в пяти областях России и в Литве. Как менеджер Козицын контролирует 38% медного рынка России и намерен еще расширять свой бизнес. О своих взглядах на современный бизнес, на сотрясающий последнее время Урал передел собственности и о политике УГМК в отношении Карабашского медеплавильного комбината Андрей КОЗИЦЫН рассказал в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору БЕЛИМОВУ.

-- В последние годы УГМК стала соучастником, а порой и зачинщиком ряда скандалов, связанных с переделом собственности. Достаточно упомянуть Качканарский ГОК, Серовский металлургический завод, последние события вокруг Карабашского медеплавильного комбината. Стиль действий участников этих конфликтов между тем не всегда отвечает современным требованиям ведения бизнеса. Скандалить сейчас не модно. Не опасаетесь ли вы, что такая политика расширения бизнеса отрицательно скажется в будущем на репутации вашей компании?

-- Стратегическая цель УГМК -- обеспечение вертикальной интеграции производства, позволяющей выходить на российский и мировой рынок с продукцией высокой степени готовности и на базе собственного сырья. Тут мы как раз стараемся соответствовать современным методам ведения бизнеса. Мы в своих действиях исходим только из тех условий, которые нам создают.

Нашему приходу на Серовский металлургический завод, как известно, активно противодействовал бывший генеральный директор Антон Баков. Именно он будоражил рабочих, строил баррикады на проходной. Что же в итоге? По требованию суда Баков покинул завод. А не так давно ГУВД Свердловской области возбудило уголовное дело по факту незаконной регистрации в Адыгее Серовского металлургического завода. По сути, это дело возбуждено против Антона Бакова по факту мошенничества. Насколько мне известно, были подделаны документы. То есть понятно, что двигало им, когда он любыми путями стремился остаться на заводе. Удивляет, что его до сих пор никто не остановил.

Сегодня на Серовском металлургическом заводе наблюдается стабилизация производства. Мы в полтора раза увеличили объемы производства и, соответственно, объемы реализации и налоговые поступления. Подписан коллективный договор с работниками завода. Отлажены связи с другими предприятиями, к осени планируется запустить агломерационную фабрику в составе завода, пущен в строй новый мартен.

Относительно Карабаша мы ни с кем не воюем. Руководство Кыштымского медеэлектролитного завода (КМЭЗ) действительно ведет информационную войну против УГМК на всех уровнях, не особенно стесняясь в средствах и не заботясь о правдивости информации. Мы считаем, что это не только неконструктивно с точки зрения разумного хозяйствования, но и по-человечески неправильно.

-- Насколько реально решить «карабашский конфликт» путем переговоров?

-- Мы сделали первый шаг. Один из моих заместителей специально выезжал в Кыштым для встречи с генеральным директором Кыштымского медеэлектролитного завода Александром Вольхиным. Нам сложно достичь взаимопонимания, поскольку руководитель КМЭЗа пытается перевести разговор с конкретного уровня на общий и вместо деятельности Карабашского комбината обсуждать работу всей медной отрасли.

-- А вы не хотите обсуждать отрасль в целом?

-- Юридически мы правы, а они -- нет. Пусть все решит суд. Ему и доверимся. И надо оставить в стороне эмоции. Ведь заявления вроде того, что «стиль действий УГМК -- драки, кровь, убийства, оружие, криминал», которое позволил себе Александр Вольхин, непродуктивны. Не нужно делать из нас пугало. Карабашцам и работникам «Карабашмеди» не стоит беспокоиться. Закон восторжествует. А все как работали, так и будут работать. С нашим приходом небеса не разверзнутся, ничего страшного не произойдет. Работу и нормальную зарплату я гарантирую.

-- У Александра Вольхина и властей Челябинской области есть опасение, что вы захватите не только «Карабашмедь», но и сам Кыштымский медеэлектролитный завод...

-- Мы считаем, что структура акционерного капитала ЗАО «Карабашмедь» сформирована недобросовестно в отношении ОАО «Карабашский медеплавильный комбинат». Соответственно, мы ее собираемся менять. С учетом нашего взноса в акционерный капитал мы должны иметь долю, равноценную вкладу. Это, конечно, не те 14%, которые мы имеем в ЗАО «Карабашмедь» сейчас. Что касается ЗАО «КМЭЗ», то сегодня около 52% его акций принадлежит работникам, а 48% -- юридическим лицам. Поэтому по собственности мы не имеем к нему никакого отношения. Да, с 1975 по 1992 годы он был в составе АО «Уралэлектромедь». Потом был подписан разделительный баланс, и с этого момента КМЭЗ -- самостоятельное предприятие.

-- А что вы собираетесь делать на Карабаше?

-- Мне прежде всего непонятно, почему в XXI веке нужно без утилизации плавить медный концентрат, когда на одну тонну черновой меди получается четыре тонны серной кислоты. А ведь именно это делается сейчас в Карабаше. Там реализуется план переработки первичного сульфидного сырья. Такое производство безнадежно устарело, а самое главное -- очень опасно и вредоносно. Есть принципиально другие решения. Речь идет о переработке медного лома. Для этого требуется только построить фильтры и газоочистку, что на порядок дешевле, чем строить утилизацию сернокислого производства. Мы все сделаем в течение года. В переработку можно будет вовлекать и те техногенные отвалы, которые находятся вокруг Карабаша. Мы все сделаем проще, дешевле и эффективнее, чем сейчас. Перебросим на Карабаш «вторичку» -- в первую очередь с Кировграда, а там перепрофилируем производство на цинк и свинец.

-- А почему вы именно сейчас решили заявить о своих претензиях на Карабаш?

-- В этом есть своя логика. УГМК -- это достаточно мощный организм. Сегодня у нас 66 тысяч работающих, десятки предприятий, и до поры до времени наши силы были направлены на другие цели. Последнее время мы много занимались черной металлургией, приводили в порядок экономику. У нас просто, если хотите, до Карабаша не доходили руки.

-- А как вы планируете строить отношения с руководством Челябинской области, учитывая, что губернатор Сумин не желает видеть вас на Южном Урале?

-- Думаю, что со временем мы поймем друг друга. Если отвлечься от эмоций и конкретных лиц, то все просто. В других регионах -- Курганской, Томской, Кировской, Оренбургской, Читинской областях -- у нас с властью деловые конструктивные отношения. А любить -- не любить, это уже из какой-то другой оперы.


СПРАВКА

Предприятия, входящие в холдинг УГМК

Сырье:
Гайский ГОК (Оренбургская обл.), «Сафьяновская медь» (Свердловская обл.), «Богословское рудоуправление» (Свердловская обл.), «Уралэлектромедь-Вторцветмет» (Свердловская обл.), Качканарский ГОК «Ванадий» (Свердловская обл.), Туринский рудник (Свердловская обл.).

Переработка: «Среднеуральский медеплавильный завод» (Свердловская обл.), «Святогор» (Свердловская обл.), «Уралэлектромедь» (Свердловская обл.), СП «Катур-Инвест» (Свердловская обл.), Металлургический завод им. А.К. Серова (Свердловская обл.), Медногорский медно-серный комбинат (Оренбургская обл.).

Готовая продукция: Кировский завод ОЦМ (Кировская обл.), «Сибкабель» (Томская обл.), «Эмальпровод» (Томская обл.), Шадринский автоагрегатный завод (Курганская обл.), «Радиатор» (Оренбургская обл.), «Леткабелис» (Литва).

Беседовал Виктор БЕЛИМОВ