|
|
N°114, 29 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна пересаженных сердец
В Швейцарии расследуют дело врачей-кардиологов
Самая знаменитая женщина с больным сердцем в Швейцарии, 57-летняя Розмари Фозер, умершая еще в прошлом году, в эти дни умирает второй раз. Имя этой жертвы ошибки при пересадке сердца, скончавшейся более года назад, вновь не сходит с первых полос газет. Прокуратура переквалифицировала дело об этой смерти с убийства по неосторожности в умышленное убийство. Неужели в Швейцарии завелись «убийцы в белых халатах»?
В прошлом году Розмари Фозер была звездой реалити-шоу популярной телепрограммы «10 без 10». Глазок телекамеры не покидал ее на протяжении трех месяцев, пока та лежала в Цюрихской университетской клинике в ожидании донорского сердца. И в ночь на 20 апреля прошлого года камера зафиксировала смерть женщины: ей пересадили сердце с несовместимой группой крови.
Скандал разразился грандиозный. 67-летний Марко Турина, ведущий сердечный хирург, на уроках и опыте которого выросли два поколения швейцарских кардиохирургов, взял вину на себя и в августе ушел из клиники. Он сказал, что неправильно понял информацию о крови.
Но отчего же вдруг сейчас скандал вспыхнул с новой силой? Воскресное издание респектабельной цюрихской газеты NZZ am Sonntag, ссылаясь на анонимные источники, сообщило, что на самом деле доктор Турина прекрасно знал о несовместимости групп крови, но сознательно пошел на риск, чтобы прославиться. Известно, что на операции при несовместимых группах крови наложено табу. Но кардиохирургов все время преследует искушение преодолеть этот барьер. Отчасти это уже удалось работающей в Канаде швейцарке Лори Вест, которая проводит операции по пересадке сердца детям даже при несовместимости крови и считает, что можно добиться успеха и у взрослых.
Но если такие решения принимаются на уровне ответственности врачей, то куда смотрят власти, ответственные за общественное здравоохранение? В центре внимания оказалась директор управления здравоохранения кантона Цюрих Ферена Динер. Она заявила, что дело будет расследовано, а сама она готова уйти в отставку, если выявятся системные упущения. Директор распорядилась временно приостановить все операции на сердце в клинике. При этом в интервью «Времени новостей» г-жа Ферена Динер очень хорошо отозвалась о руководителе операции докторе Турина: «Я хорошо знаю его. Это опытный хирург, и если бы он отдавал себе отчет, что имеет дело с несовместимыми группами крови, он наверняка заранее подготовился бы к неизбежному отторжению». В деле фигурируют и другие врачи, участвовавшие в операции, двое из них тоже временно отстранены от работы.
Сегодня главным лицом в этой драме стал 56-летний прокурор Ярослав Йокль из отдела насильственных преступлений, хотя задача перед ним непростая. Если раньше ему доводилось иметь дело с убийцами, грабителями, педофилами, то теперь в его кабинете мелькают звезды кардиохирургии.
Между тем проблема серьезна, особенно если учесть острую нехватку донорских органов. Собственно, сама Розмари Фозер предложила телевидению передачу о себе, чтобы привлечь внимание к проблеме донорства. «После этого мы столкнулись с удивительным скачком интереса. Смерть госпожи Фозер не прошла даром и приносит пользу многим живым. Ей хотелось показать людям, как мало донорских органов у нас в Швейцарии и жизнь скольких людей зависит от них. И вот после ее смерти мы получили много запросов от желающих стать донорами», -- рассказала «ВН» видный член парламента Трикс Херберляйн, которая возглавляет национальный центр трансплантации Swisstransplant.
Новый поворот в деле о смерти Розмари Фозер привел и к другим скандалам. Журналисты, например, раскопали, что в той же цюрихской клинике 56-летний пациент умер якобы потому, что ему пересадили 74-летнее сердце, от которого уже отказались в других клиниках. Однако и журналисты могут быть призваны к ответу, если их информация не подтвердится. «Газета не имеет права публично бросать столь тяжкие обвинения, не содействуя при этом установлению фактов», -- сказал главный прокурор Цюриха Ульрих Ведер, сообщив, что суд рассмотрит вопрос о том, чтобы обязать газету назвать источник ее информации. Для Швейцарии это дело беспрецедентное, и газета наверняка не сдастся так просто и в случае чего будет апеллировать в федеральный суд.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева