|
|
N°113, 28 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Культурная революция
Михаил Швыдкой подает в суд на Александра Соколова
Давно существовавший в культурной отрасли конфликт "на высшем уровне" вылился в беспрецедентный для государственных структур скандал. Министр публично обвинил коллег-подчиненных в "откатах", подчиненные ответили подготовкой судебного иска к министру.
Министр культуры Александр Соколов, появившись в субботу в программе «Постскриптум» на ТВЦ, заявил, что в подведомственном ему Федеральном агентстве по культуре и кинематографии процветает "взяточничество на всех этажах". Вчера глава агентства Михаил Швыдкой, посмотрев повтор передачи в утреннем эфире, счел оскорбленным не столько себя, сколько вверенный ему коллектив, и пришел к выводу о необходимости обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. Исков, как сообщили "Времени новостей" в федеральном агентстве, будет подготовлено два: один -- лично от г-на Швыдкого, второй -- от самого агентства как юридического лица. На подготовку этих исков юристами уйдет от шести до десяти дней. О своем намерении судиться с вышестоящим начальством заявил Интерфаксу и сам Михаил Швыдкой, добавив, что, по его мнению, "подобного рода заявления министра культура являются не чем иным, как попыткой добиться распоряжения бюджетными деньгами, а также прикрыть беспомощность министерства в выполнении им своих прямых обязанностей как органа, который должен заниматься нормотворчеством и государственной политикой в области культуры". Кроме того, "это свидетельствует о том, что министерство по существу не справилось со своей задачей -- реальным формированием бюджета на 2006--2008 годы и не добилось того, чтобы отстоять федеральную целевую программу".
В данный момент Швыдкой находится в Санкт-Петербурге, куда вылетел еще вчера на совещание по реконструкции Мариинского театра. Сегодня в час дня он собирается дать пресс-конференцию в питерском отделении Интерфакса.
Нет в Москве и Александра Соколова. Передача записывалась в пятницу, цитируемые слова были произнесены министром без какого-либо предварительного обсуждения со своей пресс-службой, и позже им никак не комментировались. Затем г-н Соколов вылетел в Бурятию, где и находится в данный момент. Как нам сообщили вчера в пресс-службе Минкульта, его телефон не отвечает, поскольку министр, видимо, посещает отдаленные районы, где инспектирует музеи-заповедники.
Конфликт между Минкультом и агентством обнаружился практически сразу после раздела бывшего министерства в ходе административной реформы. Однако внешне все шло мирно, а бывший министр культуры Михаил Швыдкой, возглавивший федеральное агентство, в своих интервью обосновывал разумность разделения и называл себя завхозом и хозяйственником, оставляя новым начальникам функции идеологического и стратегического руководства (что вполне соответствовало принципам объявленной административной реформы). Год назад на вопрос обозревателя "Времени новостей" о том, согласно ли министерство с проектом бюджета на 2005 год, подготовленным прежним коллективом, частично перешедшим в агентство, Михаил Швыдкой еще пытался сохранить хорошую мину: «Вы хотите найти точку расхождения между агентством и министерством? Я считаю, что между нами сейчас только складываются отношения. Административная реформа -- дело не одного дня, это процесс, причем, думаю, длительный, многое еще непонятно, но я считаю, что вернуться назад было бы неверно. Мы отвыкли от того, что есть орган политической координации, а министерство в известном смысле орган идеологический, политический, стратегический. Мы в данном случае игроки по правилам, которые оно должно формировать. Привыкнем, я думаю, важно, что это процесс, и дело не в личных отношениях, а в структурных подходах». Однако постепенно напряженные отношения между министерством, которое по идее должно было формулировать приоритеты и выбивать деньги из бюджета, и федеральным агентством, в ведении которого осталось распоряжение самими деньгами, стали всем очевидными. В интервью газете "Коммерсант" в мае этого года Михаил Швыдкой так объяснял причину разлада: «Вроде бы расписаны все функции: министерства выполняют нормативную и законодательную деятельность, агентства занимаются распределением средств. Но в реальной жизни все перемешано: мы пишем для них какие-то проекты законов, потому что для этого необходимы практические знания, а они пытаются влиять на распределение бюджета. Люди, работающие в министерствах, привыкли управлять с помощью финансовых ресурсов. По их мнению, кто распределяет деньги, тот и царь. Система министерство--агентство строится по принципу сдерживания противовесов. Образно говоря, я -- это острая кнопка на кресле министра, а он -- гвоздь в моем кресле». Однако свой конфликт с министром Соколовым г-н Швыдкой сформулировал в корректных выражениях: «У меня с Александром Сергеевичем нет личностного конфликта, есть конфликт системный. У нас различные взгляды на жизнь, но это нормально. То, как строятся наши личные отношения, не должно влиять на процесс работы».
Теперь "системный конфликт" перешел в стадию, которая системе наших госучреждений, пожалуй, еще неведома. И г-ну Соколову придется доказывать свои обвинения в суде. Если, конечно, суд примет иски обвиненных министром.
Алена СОЛНЦЕВА