|
|
N°114, 29 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва и Пекин привяжут границу к болотам
В середине июня российские и китайские эксперты побывали на востоке России для подготовки демаркации двух участков границы с Китаем. Речь идет об острове Большой в верховьях Аргуни в Читинской области и островах Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури близ Хабаровска. О прохождении границы в этих районах Москва и Пекин спорили в течение четырех десятилетий.
В октябре 2004 года Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао закрыли болезненный вопрос. В Пекине было подписано Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее восточной части. Парламентарии обеих стран проявили оперативность, и уже 2 июня во Владивостоке произошел обмен ратификационными грамотами. Но впереди еще много практической работы, о которой «Времени новостей» рассказал посол по особым поручениям МИД России Виталий ВОРОБЬЕВ.
-- В этом месяце наши китайские коллеги впервые за многие десятилетия вступили на эти земли. Вместе мы осмотрели участки, где должна пройти линия границы. Были задействованы пограничники, топографы, картографы. Нам оказали большое содействие местные власти. Разные ведомства поработали очень хорошо, нам предоставили транспорт, вертолеты и соответствующие речные суда. Где необходимо, сделаны топографические замеры, облеты территорий. По приглашению хабаровских властей в городе прошло заседание двусторонней группы по подготовке демаркации. Мы обсудили итоги выездов на местность и продолжили согласование документов, необходимых для демаркации, -- всего их около десяти.
-- Зачем нужно еще десять соглашений, если основные вопросы уже решены на высшем уровне?
-- Это обычная практика -- речь идет о совместных документах, определяющих действия специалистов, топографов, измерителей глубин. Эти инструкции нужно четко юридически оформить, лишь потом на их базе проводить демаркационные работы.
-- Какие проблемы приходится решать при демаркации?
-- По соглашению 2004 года граница с КНР на реках впервые пойдет не только по воде, но и по суше, пересекая острова. Нам надо привязать линию границы к местности так, чтобы она была заметной и удобной для охраны, как можно меньше проходила по болотистым местам. Такие необходимые поправки допускаются в ходе демаркации.
На обоих участках земли болотистые и заводненные, на хабаровских островах ландшафт меняется быстро. Амур -- река широкая, обычные пограничные столбы на другом берегу не будут видны. Осока там высотой 2--2,5 метра. На Большом Уссурийском есть точка с утрамбованным грунтом, искусственно поднятая на 4--5 метров, там стоит православная часовня. Вокруг болота и вода. Есть еще два больших холма: один на Большом Уссурийском, другой на Тарабарове. Сейчас на них располагаются наши пограничные заставы, после демаркации обе они окажутся на китайской стороне. Вокруг застав протоки, озерца и болота, углубиться туда сложно. Когда там работала наша группа, дороги размыло после подъема воды, перемещаться на автотранспорте на большие расстояния на этой части островов было невозможно.
-- Были сообщения, что граница разделила церковь пополам -- вход в храм отошел Китаю, алтарь остался в России. Как это произошло?
-- Изначально по соглашению храм-часовня целиком оставался по российскую сторону границы. Но если точно перенести линию границы с карты на местность, то оказывается, что рубеж проходит очень близко от храма. Это причиняло бы неудобства и посетителям храма, и пограничной охране. Руководство Хабаровского края предложило свои варианты решения проблемы, вокруг которых сейчас идет двусторонний разговор.
-- То есть России придется обменять церковь на две свои же пограничные заставы?
-- С октября 2004 года четко известно, что храм останется на российской стороне, а заставы -- на китайской. Других позиций не было и нет. Об обмене храма на какое-то имущество речи никогда не было, это не рынок. Понятно, что после демаркации схема охраны границы изменится, а с российской стороны придется сооружать новые заставы.
-- В Хабаровске вы говорили о компенсациях за две наши заставы...
-- Если заставы китайской стороне нужны, то встанет вопрос о компенсациях. Если нет, то и никаких компенсаций быть не может. Тут надо определиться, переговоры еще не закончены.
-- Протока Казакевичева, отделяющая острова от китайского берега, после демаркации станет внутренней водной артерией КНР. Насколько оправданны опасения, что китайские браконьеры после этого активизируют деятельность на Амуре?
-- Офицеры погранслужбы в Хабаровске таких опасений мне не высказывали. У них хорошее взаимопонимание с китайскими пограничниками. А проблема браконьерства в этом районе, к сожалению, актуальна для обеих сторон.
-- Китайской станет и протока Прямая между островами Большой Уссурийский и Тарабаров, и российская дамба на ней. Что будет, если китайцы ее снесут? И угрожает ли гидрологическая ситуация на Амуре безопасности России?
-- Дамбу на протоке Прямой строили для увеличения водности протоки Казакевичевой. Если ее снимут, протока станет чуть мельче. Но надо представлять, что Казакевичева раза в два шире Москвы-реки, в высокую воду она достаточно многоводна.
Общая ситуация непростая -- основной водоток Амура уходит в протоки по левому берегу, около Хабаровска уровень воды угрожающе падает. Там ведутся необходимые гидротехнические работы, средства на это дают краевые власти и федеральный центр. Подчеркну, что все это происходит в наших протоках. Островов, на которых будет демаркация, эти работы не касаются. Однако односторонних шагов для выправления ситуации все равно будет недостаточно. Есть договоренность с китайскими партнерами рассмотреть вопрос на уровне научных экспертов. Мне импонирует идея губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева создать совместную группу по мониторингу ситуации, опираясь на подписанные в прошлом году параллельно с Дополнительным соглашением межправительственные документы о сотрудничестве в этом районе в области природоохраны, водного режима и транспорта.
-- Как будет осуществляться судоходство в этом районе после установления новой границы?
-- Режим плавания для китайских судов из Амура в Уссури мимо Хабаровска, который действует с 1994 года, будет изменен. На этот счет будут заключены новые соглашения.
-- То есть русские будут плавать по Амуру мимо Хабаровска, а китайцы -- по Казакевичевой?
-- Может быть. Правда, для судоходства по Казакевичевой нужно проводить сложные дноуглубительные и другие работы. Также возможно, что обе стороны будут пользоваться обоими водными путями.
-- Прошлогоднее сообщение о пограничной договоренности взволновало хабаровчан. Были опасения, что наплавной мост между городом и Большим Уссурийским разобрали навсегда, что пострадают экономические интересы города...
-- Наплавной мост -- это сезонное сооружение, с мая он работает вновь. Им пользуется население, которое живет на острове или имеет там дачные участки.
-- Советник губернатора края по вопросам демаркации Владимир Симахин заявил нашей газете («Время новостей» от 9 июня 2005 года), что китайцы планируют ввести новые территории в интенсивный хозяйственный оборот. Появление на островах у Хабаровска «северного Гонконга» может сильно ударить по неустойчивой гидрологии Амура...
-- Вообще-то каждая страна вправе самостоятельно решать вопрос об использовании своей территории. Сейчас, когда государственная граница в этом районе установлена четко и закреплена в международно-правовом отношении, здесь лучше все делать на основе взаимопонимания. Г-н Симахин специалист-картограф и советник губернатора на общественных началах. К сожалению, некоторые вещи он говорит «от себя». Полагаю, что в ходе нашей поездки местные власти убедились: федеральный центр максимально старается учесть их пожелания. Хабаровск произвел на меня хорошее впечатление -- это бурно развивающийся город, где заботятся об исторических зданиях, о создании благоприятной среды для жизни людей. Это оставило впечатление и у наших китайских коллег. Они понимают: нужно сотрудничать, чтобы все это не нарушилось, чтобы не была повреждена гидрология реки. Президент и правительство России подходят к теме хабаровского водного узла как к общегосударственной проблеме.
-- Как пойдет работа по демаркации дальше?
-- Следующая встреча экспертов ожидается в Пекине в начале сентября. Нужно будет серьезно поговорить о том, как привязать линию границы к особенностям ландшафта. Не менее важно правильно посчитать затраты на демаркацию. Мы готовим совместную демаркационную карту, для этого в июле на островах будут работать российские и китайские картографы. Даже при применении современной техники карта будет готова не раньше весны будущего года. В 2006 году мы надеемся подготовить материальную часть и начать на границе так называемую постановку столбов. А уже потом осуществленную демаркацию нужно будет оформить юридически.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ