|
|
N°141, 08 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судоводители взбунтовались
Забастовка лоцманов парализовала два порта Балтики
Начавшаяся вчера забастовка морских лоцманов Санкт-Петербурга и Калининграда полностью парализовала работу двух российских морских торговых портов на Балтике. Убытки на суммы в десятки миллионов долларов уже несут как транспортный комплекс, так и предприятия, вывозящие грузы через Балтийское море.
Между тем Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга и объединение «Морские лоцманы Калининграда» решили не проводить суда до тех пор, пока не будет отменено постановление правительства от 17 июля, которым прекращена деятельность негосударственных лоцманских организаций в четырех портах -- Петербурга, Новороссийска, Калининграда и Мурманска (см. «Время новостей» от 31 июля). В соответствии с документом лоцманам предписано стать государственными служащими, что означает утрату независимости и потерю в зарплате в несколько раз.
Начальник пресс-службы Минтранса Александр Филимонов сообщил газете «Время новостей», что «Минтранс имел претензии не к работе негосударственных лоцманов как таковой, а к тому, что для извлечения доходов они бесплатно пользуются портовой инфраструктурой: маяками, другими навигационными сооружениями». Фактически, пояснил он, лоцман содержит только свой катер, а расходы на поддержание инфраструктуры несет государственная администрация порта. Тем не менее во всех четырех портах, подлежащих переводу на обслуживание государственными лоцманскими службами, негосударственным ассоциациям разрешено работать до истечения срока их лицензий.
Г-н Филимонов объясняет, что как сотрудники транспортного предприятия лоцманы не имеют права на забастовку. И калининградцы с питерцами поступили очень аккуратно: не объявляя забастовку, они лишь прекратили работу. Минтранс не намерен ничего предпринимать против них и приглашает вернуться к работе. Но даже если этого не произойдет, уверяет чиновник, полного паралича в портах не будет. «Мы располагаем некоторым количеством государственных лоцманов, -- говорит он, -- которые смогут обеспечить деятельность портов». Будут временные затруднения, но остановки работы не будет. В министерстве считают, что Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга -- это не один Владимир Егоркин (руководитель Ассоциации морских лоцманов России, возглавляющий питерское общество. -- Ред.), а еще очень много других, вполне разумных людей, и надеются, что они выберут правильную позицию в конфликте и найдут свое место в кадрах государственной лоцманской службы.
Судоводители прекратили проводить суда в питерский порт с нуля часов 7 августа. Из-за этого в Петербурге около 100 торговых судов застряли у причалов -- они не могут отправиться в порт назначения. А более 50 транспортов остановлено у Кронштадтского приемного буя. Дальше по портовому морскому каналу капитаны имеют право следовать только в сопровождении лоцмана. В Калининграде из 20 транспортов, ежесуточно следующих в порт по морскому каналу, вчера лоцманы провели лишь один -- с больным на борту. Здесь решено обслуживать только военные и аварийно-спасательные корабли.
Каждый день простоя судов обходится, в зависимости от их тоннажа, в десятки тысяч долларов. Убытки несут российские производители нефтепродуктов, экспортирующие их через Петербургский нефтяной терминал, нефтеперерабатывающие заводы Ярославля, Самарской области, Башкирии. Теряют и экспортеры минеральных удобрений, в частности «Уралкалий». Приостановка работы порта ударит и по «Северстали», и по шахтерам Коми, и по производителям пиломатериалов. Ситуация чревата и пробкой на железной дороге -- в порту ежесуточно обрабатываются сотни железнодорожных вагонов, которые сейчас скапливаются на подъездных путях к порту, угрожая их закупорить.
Кроме того, лоцманы обеспечили «приятное» путешествие в Россию почти 3 тыс. зарубежных морских туристов.
В Балтийском море на подходе к Петербургу находятся два европейских круизных судна: Crown Princess под английским флагом и Сosta Romantica под итальянским. На каждом из них находятся от 1 до 1,5 тыс. человек. Сегодня ночью два «морских отеля» будут вынуждены замереть у приемного буя питерского порта. Проводить их некому. А в ближайшие дни в Питер должны прибыть еще три огромных круизных теплохода с тысячами туристов.
Общество морских лоцманов Петербурга обратилось к президенту и правительству с просьбой «объективно решить крайне важную для экономики и безопасности всей страны проблему». Бастующие считают, что постановление правительства нарушает как право на труд, так и принцип равенства различных форм собственности, который охраняется Конституцией.
Тем не менее забастовщики вряд ли чего-нибудь добьются. Морская администрация порта Санкт-Петербург вчера заявила, что считает забастовку незаконной. По ее мнению, при организации стачки нарушены российские и международные нормативные акты, в соответствии с которыми лоцманы при осуществлении акции протеста должны проводить пассажирские теплоходы и суда с опасными грузами. Забастовкой уже заинтересовалась Балтийская транспортная прокуратура.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Михаил КУКУШКИН