|
|
N°114, 29 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подотчетные революционеры
Дума научит противников власти финансовой дисциплине
Призраки «цветных революций» на постсоветском пространстве продолжают пугать российские власти. На днях спикер Госдумы Борис Грызлов публично заявил о необходимости законодательно регламентировать деятельность неправительственных организаций, памятуя об их роли в событиях на Украине. Спикер сделал это заявление "в нужное время в нужном месте" -- на сессии парламентского собрания Союза России и Белоруссии.
Словно желая подбодрить белорусских коллег, Грызлов заверил их, что Россия оградит от «оранжевых революций» их родину. А также себя саму. «Зная влияние неправительственных организаций на Украине, мы планируем на законодательном уровне рассмотреть вопрос регламентации работы неправительственных организаций, -- заявил г-н Грызлов. -- Мы должны выступить единой силой против раскола Белоруссии и России, против насильственного свержения действующего строя в этих странах».
Газета "Время новостей" решила выяснить, что имел в виду спикер Грызлов под регламентацией деятельности неправительственных организаций в России. Оказалось, что речи об ужесточении контроля над революционно настроенными оппозиционными организациями не идет. По крайней мере о контроле с идеологических позиций. «Что касается организаций экстремистских, призывающих к свержению конституционного строя, у нас есть закон о борьбе с экстремизмом, конституционные нормы. Никаких специальных норм по этому поводу сочинять не надо. Если деятельность организации в официальных призывах носит такой элемент, то существует порядок, определенный законом, как быть в том или ином случае», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, один из авторов закона об Общественной палате.
Впрочем, контролировать противников власти будут гораздо более надежным способом, чем идеологические барьеры. Речь идет о барьерах финансовых.
«Сегодня наше законодательство в полной мере описывает деятельность неправительственного сектора. В частности, законы об общественных объединениях, о профсоюзах, о партиях. Все это тоже неправительственные организации. Но совершенствование законодательства происходит постоянно. В частности, мы неоднократно возвращались к закону о политических партиях. Что касается других общественных объединений, то и здесь есть простор для законотворческой деятельности. Вот, к примеру, такая ситуация: Минюст обращает наше внимание на организации, которые зарегистрировались семь, восемь, десять лет назад, но ни разу не появились в налоговых инспекциях. Об их финансовой деятельности вообще никто ничего не знает, да и нет для того законных требований. До сих пор это оставалось правом самих общественных организаций -- осуществлять финансовую деятельность или не осуществлять. Но буквально только что через Думу прошли поправки в закон о регистрации юридических лиц, которые касались и общественных организаций. Эти поправки обязывают их предоставлять финансовые отчеты в налоговые органы. Видимо, это и имел в виду в своем выступлении Борис Грызлов. Законодательство должно обеспечивать прозрачность деятельности всех -- и коммерческих, и некоммерческих организаций. Любая общественная организация при регистрации декларирует свои цели и задачи, а на практике реальная деятельность часто с ними расходится. Но, с моей точки зрения, порядок, общий для юридических лиц, должен быть уточнен для некоммерческого сектора», -- пояснил Сергей Попов.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что такой путь регламентации деятельности общественных организаций для России является наиболее приемлемым. «Если запрещать организации и всячески их преследовать, непременно возникнут проблемы с правозащитниками и Советом Европы, -- сказал г-н Макаркин «Времени новостей». -- Другой способ -- отчетность. При желании всегда можно закрыть организацию, если у нее будут какие-то проблемы с отчетами. Тот же самый господин Лукашенко благополучно закрыл у себя в Белоруссии Фонд Сороса, причем на абсолютно аполитичном основании -- нашел какие-то нарушения, и все. Возможное ужесточение финансового контроля за деятельностью общественных организаций -- это тот вариант, который позволит закрыть организацию, которая что-то нарушает, а если кто-то будет возникать на Западе, все можно объяснить экономическими причинами».
По мнению политолога, возникновение этой темы именно в связи с ситуацией в Белоруссии отнюдь не случайно. «Вполне очевидно, что мы договорились с Лукашенко и его поддерживаем. Мы уже договорились с Белоруссией о единой системе противовоздушной обороны, все пытаемся уговорить Белоруссию перейти на рубль. Мы потеряли Украину, и теперь если потеряем еще и Белоруссию, в некоей перспективе Североатлантический блок будет у наших границ на протяжении всего запада. Это вопрос престижа и безопасности, -- считает политолог. -- У России возникла проблема -- пророссийских оппозиционных сил в Белоруссии не существует, приходится рассчитывать на Лукашенко. А тем временем там оппозиция активно готовится к избирательной кампании 2006 года».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА