|
|
N°113, 28 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Накрытый стол» для прокуратуры
Российские следователи изучают религиозные тексты иудеев
Вчера Генеральная ассамблея европейского еврейского конгресса призвала Социалистический интернационал прекратить "любые контакты" с партией "Родина". Как сообщает ИТАР-ТАСС, причина в том, что члены «Родины» были среди тех, кто подписал в январе письмо в Генпрокуратуру с просьбой закрыть еврейские организации в России. Ряд руководителей еврейских организаций стран -- членов ЕС заявили, что будут добиваться запрета выдачи виз в страны Шенгенского соглашения депутатам Госдумы, подписавшим и последовавшее за отозванным обращением в Генпрокуратуру сходное "письмо пятисот".
Авторы скандального письма требовали среди прочего запретить распространение религиозных книг иудеев, написанных в XVI и XVIII веках: это "Шульхан Арух" и «Кицур Шульхан Арух» (в переводе «Накрытый стол» и «Малый накрытый стол»). Общественное мнение Израиля вчера вновь вернулось к этой теме, только сейчас, видимо, узнав о том, что 22 июня Московская городская прокуратура вновь решила внимательно изучить эту книгу. И это после того, как 30 мая следователь Басманной прокуратуры не нашел в книге ничего похожего на разжигание межнациональной и межрелигиозной ненависти. Следствие велось по иску заместителя главного редактора издательства «Молодая гвардия» Валерия Хатюшина и руководителя издательства «Русская идея» Михаила Назарова.
Однако сейчас отдел по надзору за следствием Мосгорпрокуратуры счел нужным перепроверить вывод, сделанный следователем. Вчера в городской прокуратуре «Времени новостей» наотрез отказались дать какие-либо комментарии по этому поводу. А вот известный израильский политик и бывший советский диссидент Натан Щаранский заметил в беседе с "ВН", что "вместо того чтобы проводить экспертизу древних текстов, прокуратуре лучше бы провести расследование ущемления прав евреев в России". Вчерашние израильские газеты подняли новую волну на тему антисемитизма в России.
Обе книги -- это свод предписаний, связанных с повседневными обязанностями еврея в его служении Всевышнему, а также законы, регулирующие другие стороны жизни -- прием пищи, семейные отношения, благотворительность, судопроизводство. В последние годы книгу не раз издавали на русском языке еврейские организации.
Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" в Израиле раввин Пинхас Полонский, "книга регулирует также отношения между евреями и неевреями, причем сказано, что евреи не должны относиться к неевреям лучше, чем неевреи относятся друг к другу. Зафиксированные в книге нормы -- это нормы отношений между людьми в прошлом, когда все народы относились друг к другу настороженно. В любом христианском средневековом кодексе мы найдем то же самое. Но тексты религиозных книг менять не принято".
Дмитрий ДУБОВ, Мария ГРИШИНА, Иерусалим, Екатерина БУТОРИНА