|
|
N°112, 27 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страж революции стал президентом
Иранские выборы разочаровали Вашингтон, но не Москву
Новым президентом Ирана стал 49-летний Махмуд Ахмадинежад. В пятницу он победил во втором туре президентских выборов, получив 62% голосов. Его соперник, 70-летний Али Акбар Хашеми Рафсанджани, председатель Ассамблеи по целесообразности принимаемых решений, набрал вопреки ожиданиям всего 36% голосов. И это при немалой явке избирателей, которая составила 60% (в первом туре -- 63%).
За мэра проголосовали малоимущие слои населения, надеющиеся на повышение благосостояния. На его стороне был и «административный ресурс». Ахмадинежад был членом могущественного Корпуса стражей исламской революции Ирана.
Как заявил проигравший г-н Рафсанджани, «чтобы очернить мое достоинство и незаконно повлиять на исход голосования, были задействованы все средства правящего режима». Тем не менее он признал поражение и поздравил Ахмадинежада.
Свои поздравления новому президенту Ирана сразу же направил Владимир Путин. Он выразил надежду на «преемственность в развитии долговременного многопланового партнерства и сотрудничества между нашими государствами». Подчеркнул, что отношения между Россией и Ираном «динамично развиваются», ежегодный «объем торговли впервые превысил 2 млрд долларов», «хорошие перспективы имеются и в развитии двустороннего взаимодействия в области нефти и газа, традиционной энергетики, транспорта, телекоммуникаций, гражданской авиации».
Отдельно Путин коснулся отношений Москвы и Тегерана в ядерной области: «Приближается к завершению сооружение АЭС в Бушере, и мы готовы продолжать сотрудничество с Ираном в атомноэнергетической сфере с учетом наших международных обязательств в области нераспространения». Москва рассчитывает получить контракты на строительство новых АЭС в Иране -- Тегеран объявил о планах строительства в ближайшие годы шести новых станций.
О том, сколь большое значение Москва придает отношениям с Ираном, можно судить и по тому факту, что Кремль не ограничился формальными поздравлениями. В субботу Москва заявила, что считает устаревшим закон конгресса США «О нераспространении в отношении Ирана» (принятый в 2000 году, он налагает санкции на иностранные компании, тесно сотрудничающие с Тегераном). Как сказал после встречи с американскими бизнесменами Владимир Путин, «отдельные положения» этого закона мешают развитию российско-американских торговых отношений.
По мнению завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, после прошедших в Иране выборов у Москвы есть основания рассчитывать на преемственность линии в отношениях с Тегераном. Взгляды победившего Махмуда Ахмадинежада, отмечает она, по сути, не слишком отличаются от взглядов проигравшего Али Акбара Хашеми Рафсанджани, в бытность которого президентом (1989--1997) были заложены нынешние основы отношений Москвы и Тегерана. Разве что г-н Ахмадинежад настроен гораздо более антиамерикански.
В Тегеране 66-летний духовный лидер Ирана аятолла Али Хосейн Хаменеи уже назвал победу Махмуда Ахмадинежада «огромным унижением» для США. Недаром, видимо, реакция Вашингтона разительно контрастирует с настроениями Москвы. Белый Дом еще до выборов говорил, что кто бы ни победил, он будет «сеять террор по всему миру». Теперь США поспешили заявить, что выборы не были "ни честными, ни свободными". «Свыше тысячи кандидатов не были допущены к участию в предвыборной гонке, среди них 50 женщин», -- отметила представитель Белого Дома Мария Тамбурри. Вторила ей представитель госдепартамента Джоанн Мур: «Мы не увидели ничего, способного изменить наше мнение о том, что Иран идет не в ногу с остальными странами региона, где все больше укрепляется свобода и о чем свидетельствуют примеры Ирака, Афганистана и Ливана». Американцев в их оценках поддержали израильтяне и британцы.
Махмуд Ахмадинежад стал первым за последнюю четверть века президентом Ирана, не имеющим духовного сана. Он родился в семье кузнеца. Закончил Тегеранский университет науки и промышленности, имеет степень доктора технических наук. Он участвовал в создании радикальной студенческой группы, которая в 1979 году, после свержения шаха, захватила американское посольство и 444 дня удерживала в заложниках 52 американских дипломатов. Принимал участие в восьмилетней ирано-иракской войне. Был мэром нескольких небольших городов Ирана, генерал-губернатором провинции Ардебиль. В 2003 году стал мэром Тегерана. Сразу же запретил созданные по западному образцу рестораны быстрого питания, городских служащих-мужчин заставил носить бороды. Имеет славу борца с коррупцией, ведет скромный образ жизни.
Победив на выборах, он пообещал превратить Иран в модель «современного, развитого, могучего исламского государства». Заявил, что не будет спешить восстанавливать отношения с США, прерванные в 1979 году. Касаясь ядерной программы Ирана, он подчеркнул, что она носит мирный характер и будет продолжена: «Ядерное развитие Ирана никто не остановит, и это право иранского народа скоро будет признано даже теми, кто его до сих пор отвергал». Вчера тегеранский городской совет назначил нового мэра столицы Ирана. Им стал Али Сайдлу, бывший до этого замом Махмуда Ахмадинежада.
Андрей ЗЛОБИН