|
|
N°112, 27 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эффект состязания
ММКФ порадовал конкурсом
Вчера завершился Московский фестиваль. Ежегодную премию «Верю! Станиславский!» вручили, как и было обещано, Жанне Моро, представившей накануне новый фильм со своим участием -- «Время прощания» Франсуа Озона. Моро сыграла в нем роль бабушки главного героя, молодого человека, который, узнав о своей смертельной болезни, оставшееся время проводит в попытках примириться с жизнью и понять ее смысл. Моро работает, как всегда, честно и безжалостно, но, даже если кому-то умозрительный фильм Озона и покажется интересным, нельзя не пожалеть о временах, когда актриса была молодой, а кино, в котором она снималась, считалось «новой волной».
Что до нынешнего Московского фестиваля, то он явно вырос. Фильмы конкурса несравнимо лучше, чем в прежние годы, а потому премиальная интрига стала осмысленнее. Впервые конкурсная программа выглядит привлекательнее внеконкурсной -- если учесть, что основные хиты куплены российскими прокатчиками и скоро станут доступны.
У жюри появилась возможность вынести решение осмысленно: выбрать победителя, отметить не только качество фильма, но и направление, язык, способ контакта с действительностью.
Зрители щедры к претендентам. В опубликованном в фестивальной газете рейтинге безусловных пяти баллов не удалось получить никому, но совсем близко к этой цифре подошли греческие «Невесты» (4,56) -- мейнстримная мелодрама про любовь на пароходе, везущем в Америку женщин из третьего мира, и «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки (4,54) -- это единственный случай, когда мнение публики совпало с мнением критики. Другие фавориты зрителей не слишком приглянулись экспертам: путаную болгарскую мелодраму «Украденные глаза» (4,47) критики оценили совсем низко, а по российской картине «Космос как предчувствие» (4,46) мнения разделились: есть как горячие поклонники, так и ярые противники.
Впрочем, в рейтинг не попало несколько фильмов, что могут побить прежние рекорды. Американская картина «Чамскраббер», снятая рожденным в семье эмигрантов из СССР Арье Посиным, должна прийтись по сердцу публике.
Простая, но снятая тщательно и ярко история подростков, живущих в кукольном мире взрослых, с ясной моралью и хорошими актерскими работами (в главной роли Джейми Белл -- бывший Билли Эллиот, сыгравший и в другом конкурсном фильме -- «Дорогая Венди»; в фильме занято еще много известных артистов, включая Ральфа Файнза), во-первых, куда понятнее в своем антиамериканском пафосе, чем та же «Венди», а во-вторых, воздействует на эмоции, что редко и потому приятно. На месте прокатчиков я бы непременно ее приобрела. Столь же легка в восприятии картина Андреаса Груббера «Добро пожаловать домой» (Австрия) -- политкорректная комедия о том, как несчастный в личной жизни грубый полицейский преследует черного нелегала, пытающегося остаться в Австрии, а потом оказывается в зеркальной ситуации, попав в Гану. Поскольку речь идет о хороших африканцах, а не о кавказцах или азиатах, нашему зрителю фильм должен понравиться.
Вероятно, и зрители, и критики отдадут должное «Бал-кан-кану» молодого режиссера Дарко Митревски (Македония), которого пока сравнивают с Кустурицей, но, возможно, скоро оценят и самого по себе: его видение новейшей балканской истории заметно отличается от представлений мэтра. В «черной» комедии о двух кузенах, волею судьбы скитающихся по дорогам Боснии, Сербии и прочим горячим точкам в поисках умершей бабушки, нет ни пафоса, ни романтизации. Жители боснийской деревни, мусульмане и католики, устраивают краткое перемирие, чтобы задобрить героев, которых они принимают за представителей европейской миротворческой организации, дабы те не доложили в ООН о происходящем, что может помешать «нашему бизнесу». Но пир переходит в стрельбу, а только что певшие хором селяне буквально за минуту истребляют друг друга. Один из персонажей, отъявленный бандит и садист, объясняет неудачливому наивному соратнику: «Войны всегда ведутся во имя таких, как мы, и никогда ради вас». Впрочем, главный герой, пацифист и синефил, в конце концов тоже берется за оружие -- конечно, чтобы защитить детей и женщин. Но из логики картины следует: когда горячие балканские парни идут в бой, они так просто не останавливаются.
Однако, несмотря на богатство выбора, на деле понятно, что пестрая программа не предложила безусловных открытий. Впрочем, судя по внеконкурсным фильмам, сомнительно, чтобы на других фестивалях такие открытия были. Похоже, российское отдельное стояние -- при всех стараниях отечественная публика, и широкая, и профессиональная, имеет свои пристрастия и не готова от них за здорово живешь отказываться -- имеет смысл и в конце концов принесет плоды.
Алена СОЛНЦЕВА