|
|
N°116, 01 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российские трубопроизводители трубят тревогу
Тревога, похоже, ложная
Используя военную лексику, ситуацию на российско-украинском «трубном фронте» в последние месяцы можно назвать вооруженным перемирием.
Межправительственное соглашение, которое до конца прошлого года регулировало взаимные поставки трубной продукции, так и не было продлено. Новое правительство Украины резонно заявляет о том, что планирующие вступать в ВТО страны должны отстаивать приоритеты свободной рыночной торговли, а не связывать ее по рукам и ногам рамочными соглашениями. Российское правительство также предпочитает не делать резких трубных движений.
Вместе с тем на отдельных участках лихорадочная активность все-таки не спадает. В частности, тактики «ни шагу назад» придерживается российский Фонд развития трубной промышленности (ФРТП).
По его предложению в МЭРТ РФ прошли публичные слушания на предмет возможного ограничения импорта в Россию украинских труб большого диаметра (ТБД).
Фонд фактически выступил инициатором введения заградительных экономических мер. Эта организация в своем заявлении утверждала, что украинский импорт ТБД удушает российского производителя.
Защита интересов отечественного производителя является приоритетной задачей любого правительства. Однако в данном случае существует ряд нюансов, на которые просто необходимо обратить внимание.
Начать следует с того, что сама постановка вопроса о резко возросших поставках украинских ТБД в Россию кажется абсурдной, поскольку весь процесс импорта такой продукции начиная с апреля 2001 года был строго регламентирован межправительственным Соглашением о регулировании поставок труб из черных металлов.
Второй существенный момент -- расследование может производиться только в отношении поставок аналогичных товаров. Но в России до последнего момента не производили остродефицитных на рынке прямошовных труб диаметром 1420 мм, о которых, в частности, идет речь.
Заявление фонда о необходимости закрытия российского рынка труб от импорта легко понять с точки зрения конкурентной борьбы. Если то, о чем мечтают российские трубники, станет реальностью, в стране появится еще одна олигополия из трех групп заводов-производителей, которые получат возможность диктовать свои цены.
Несложно также представить, как это повлияет на основных российских потребителей труб -- ОАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть», которые лишатся возможности свободного выбора товара на рынке в момент реализации крупнейших проектов, предусмотренных Энергетической стратегией РФ до 2020 года.
Очевидно, что директор фонда А. Дейнеко в данном случае защищает и собственные интересы. Постоянно идущая «трубная война» выгодна организации-лоббисту, которая зачастую сознательно затягивает переговоры и тормозит украинские инициативы. К примеру, в начале 2005 года МЭРТ РФ оценило как конструктивные и перспективные украинские предложения по торговле трубами на 2005--2007 годы. После этого украинский проект соглашения был направлен на рассмотрение в фонд, в недрах которого документ и был благополучно похоронен.
В 2003 году российское правительство даже ставило вопрос о расширении квот на поставки украинских ТБД. Теперь же ФРТП, поднимая вопрос о заградительных пошлинах, фактически предлагает оголить внутренний рынок, на котором немедленно возникнет дефицит, а производители-монополисты получат возможность в очередной раз повысить цены на свою продукцию.
Российский закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» запрещает применение защитных мер, которые причиняют ущерб интересам значительной части потребителей товара. В ситуации с импортом украинских труб такой ущерб вполне очевиден.
Размещено в газете под рубрикой "Позиция"
text
|