|
|
N°111, 24 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Желтая карточка
Эксперты МВФ предупредили Россию об опасностях ее нынешней экономической политики
Во все более стройный хор критиков нынешней финансово-бюджетной политики России включился Международный валютный фонд (МВФ). Вчера он распространил заявление, подготовленное экспертами фонда по итогам миссии в Россию в конце мая -- начале июня. Больше всего авторов документа беспокоят смягчение бюджетной политики российских властей, что выражается в значительном увеличении госрасходов, и замедление структурных реформ. МВФ прогнозирует, что при существенном снижении цен на нефть российскому правительству придется прибегнуть к "болезненному ужесточению" госрасходов.
По данным «Времени новостей», почти трехнедельная задержка с опубликованием заявления была связана с затянувшимся изучением выводов аналитиков МВФ в российском Минфине. (Правила предусматривают, что МВФ может публиковать подобные документы только с одобрения властей той страны, в которой проводятся исследования.)
В начале недели с оценкой ситуации в России выступила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Хотя в эти же дни впервые в Москве состоялось очередное заседание комитета по связям между Россией и ОЭСР, оценки аналитиков организации трудно назвать дипломатичными. Они охарактеризовали Россию как «слабое государство с сильными чиновниками» и призвали российские власти развивать конкуренцию, утверждать верховенство закона, свертывать вмешательство госаппарата в хозяйственную деятельность с тем, чтобы обеспечить лучшие условия для развития экономики. По убеждению ОЭСР, «слабость, неэффективность и коррупция всех правительственных подразделений являются главным препятствием прогресса в проведении реформ в России», цитирует "Интерфакс-Европа".
В заявлении МВФ формулировки более сглаженные, однако общее отношение экспертов фонда к процессам, происходящим в российской экономике, за ними явно просматривается. Они отмечают снижение темпов экономического роста (ВВП, по их прогнозам, в 2005 году увеличится на 5,5% против 7,1% годом ранее), всплеск инфляции, замедление темпов роста инвестиций, причиной которого названо в том числе дело "ЮКОСа". При этом растет потребление, которое, не удовлетворяясь внутренним производством, «приведет к дальнейшему резкому росту импорта».
Много внимания уделено в заявлении MВФ проблеме ослабления макроэкономической политики, главным образом в связи с принятым правительством решением резко увеличить пенсии и зарплаты бюджетникам (в полтора раза в реальном выражении за три года).
В 2006 году эксперты фонда прогнозируют дальнейшее смягчение бюджетной политики. В результате сбалансировать бюджет можно будет только при цене на нефть 31 долл. за баррель (в 2005 году -- 28 долл., в 2004-м -- 23 долл.). При этом аналитики оговариваются, что их оценка цены на нефть, при которой достижимо равновесие между доходами и расходами бюджета, включает влияние этой цены на все налоговые поступления, а не только на доходы от двух налогов на природные ресурсы, значительная часть которых поступает не в бюджет, а в стабилизационный фонд. Поэтому цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, отличается от цены отсечения, при превышении которой нефтедоллары идут в стабфонд. Напомним, что в 2004 и 2005 годах цена отсечения была установлена на уровне 20 долл. за баррель, а в 2006 году будет повышена до 27 долл. за баррель.
Причем в отличие от правительства России миссия МВФ считает, что цену отсечения повышать нельзя. Это поможет избежать еще более значительного инфляционного давления и быстрого укрепления реального курса рубля.
Беспокоит экспертов фонда и то, что дополнительные доходы бюджета не используются на реализацию структурных реформ, «которые могли бы способствовать росту потенциального ВВП». В их числе названы реформы здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства. (На прошлой неделе министр экономического развития Герман Греф признал, что на реформы здравоохранения и образования денег не хватает.) А вот незавершенность административной реформы и реформы гражданской службы не позволит, на взгляд аналитиков МВФ, «без существенных потерь» увеличивать инвестиции в инфраструктуру. «Долгосрочная программа реформ правительства в целом хорошо продумана, однако ее ход вызывает разочарование», -- констатируется в заявлении.
И все же приоритет эксперты МВФ предлагают отдать административной и судебной реформам, а также реформе гражданской службы, которые улучшат в России инвестиционный климат. «Это стало важно особенно сейчас, когда -- обоснованно или нет -- дело НК "ЮКОС" поставило вопрос о возникновении угрозы вмешательства государства в экономику и о непродуманных действиях со стороны регулирующих и правоохранительных органов», -- уверены авторы заявления.
Общий вывод экспертов МВФ, сделанный на основе анализа ситуации в России, печален: «В лучшем случае Россия рискует упустить возможность для ускорения темпов экономического роста в долгосрочной перспективе; в худшем случае, возможно, ей придется проводить болезненное и длительное ужесточение бюджетной политики в случае значительного снижения цен на нефть».
Нельзя сказать, что все, о чем предупреждают эксперты МВФ, а ранее ОЭСР, ряда других российских и международных финансовых организаций, не беспокоит правительство. Только пути выхода предлагаются столь противоречивые, что проблемы зачастую только усугубляются. И во многом потому, как отмечали участники недавнего обсуждения доклада Всемирного банка о мировом развитии в 2005 году, что в России до сих пор не сделан выбор экономической политики. А неопределенность, говорил один из ученых-экономистов, хуже любой определенности.
Михаил ВОРОБЬЕВ