|
|
N°110, 23 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недра национальной безопасности
Последняя версия законопроекта "О недрах" оказалась либеральнее предыдущих
Правительство определилось, доступ каких компаний к российским месторождениям полезных ископаемых оно намерено ограничить. В проекте закона «О недрах», который кабинет министров в конце минувшей недели внес в Госдуму, указано, что для обеспечения госбезопасности в некоторых случаях (их мотивированный перечень определит Минприроды) к аукционам предлагается не допускать холдинги, где «иностранные граждане, лица без гражданства и (или) иностранные юридические лица имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции». Под косвенной возможностью влиять на компанию «понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц». Таким образом, англо-российская ТНК-ВР под ограничения не попадает, неизвестное тверское ООО «Байкалфинансгрупп» (купившее в декабре "Юганскнефтегаз" и перепродавшее его "Роснефти") легко может участвовать в любом аукционе, а вот компаниям, подконтрольным крупнейшим в мире концернам, в доступе к российским недрам могут отказать.
Еще в начале года г-н Трутнев заявил, что в скором времени доступ нероссийских компаний к недрам будет ограничен. Правда, проект закона «О недрах», который Минприроды в марте направило в правительство, не давал четкого определения, какие холдинги относятся к этой категории. Получив в марте документ, кабинет министров отправил его на доработку. После того, как проект в апреле вернулся в правительство, прошло целых два месяца, прежде чем его подписал премьер Михаил Фрадков для направления в Госдуму.
В последней редакции документа, которую и будут рассматривать депутаты, указывается, что в целях обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической, к участию в аукционе не допускаются» определенные юридические лица. Это компании, где иностранцы имеют право назначать единоличный исполнительный орган или избирать более 50% его состава. А также предприятия, доля иностранцев в уставном капитале которых превышает 50% или если они могут распоряжаться более чем 50% акций. При этом в законе отмечается, что эти условия «не могут применяться в целях ограничения свободы экономической деятельности и создания необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности, а также на дискриминационной основе».
В то же время в законопроекте отдельной статьей оговаривается, что ограничения не распространяются на «юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством России", если более чем половиной их акций "имеют право прямо или косвенно распоряжаться российские граждане или юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, без участия иностранных граждан».
Некоторые месторождения правительство предлагает вообще не продавать, а включить их в специально созданный «в целях обеспечения в перспективе потребностей России в запасах стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых» федеральный фонд резервных участков недр. Решение о включении месторождений в этот фонд будет приниматься правительством по представлению Минприроды. По каким критериям чиновники станут отделять «стратегические» запасы, не очень понятно. В новой редакции закона отсутствует определение этой категории месторождений. Впрочем, глава МПР Юрий Трутнев предупреждал об этом еще в мае: «Критериев стратегических месторождений невозможно разработать, так как отнесение месторождения к стратегическим зависит от многих факторов, -- говорил он. -- Если мы пропишем в законе о недрах такие критерии, то это будет полоса препятствий, о которую мы будем постоянно спотыкаться». Ранее помощник президента Игорь Шувалов говорил что подобных месторождений будет шесть-семь. Каким будет окончательный список, определят чиновники МПР и правительства, исходя из соображений безопасности страны. Когда участки недр, попавшие в фонд, могут быть проданы, предстоит решать также правительству опять таки по представлению Минприроды.
Законом, как ранее и предполагалось, почти все полезные ископаемые предлагается отнести к собственности Федерации. На долю регионов остался песок, гравий и им подобные минералы. Кроме того, государство отказывается от института лицензирования -- теперь недра будут разрабатываться на основе договора. Также месторождения можно будет продавать, но только в том случае, если покупатель соответствует условиям, которые ранее предъявлялись к участнику аукциона.
Денис РЕБРОВ