|
|
N°110, 23 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пора принимать политическое и экономическое решения»
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир СТАРОДУБОВ утверждает, что для старта реформы не хватает 150 млрд рублей.
-- Какова все-таки главная цель Минздравсоцразвития, настаивающего на немедленном начале еще одной болезненной реформы?
-- Добиваясь принятия пакета законов, касающихся реформы здравоохранения, мы хотим добиться одного -- чтобы человек, приходя в медицинское учреждение, точно знал, на что он может рассчитывать, не платя ни копейки, а за что ему придется платить. Это самое главное. При этом государство должно жестко контролировать, чтобы считающиеся бесплатными услуги предоставлялись именно бесплатно. Ведь не секрет, что сегодня за многие положенные им процедуры люди платят из своего кармана.
-- И как же вы будете добиваться этого? Есть ли уже какая-то пошаговая схема реформы?
-- Общее понимание того, что нужно менять в здравоохранении, существует. А вот вопрос, каким путем оно будет меняться, вызывает разногласия, поскольку у регионов разные векторы интересов. Большая часть вопросов, связанных с реорганизацией здравоохранения, естественно, касается источников его финансирования. Москва, например, не хочет, чтобы федеральный центр отобрал у нее излишки собираемых в столице страховых средств и пустил их в другие субъекты федерации. Бедные субъекты, наоборот, заинтересованы в усилении влияния федерального центра на процессы перераспределения денег. И наша главная задача -- соблюсти баланс этих интересов.
-- После отказа от натуральных льгот, вылившегося поначалу в массовые акции протеста, во властных структурах стали раздаваться голоса, призывающие не торопиться с новой социальной реформой. Вашему ведомству тоже изрядно досталось, в том числе и от недовольных губернаторов. Может, действительно, лучше притормозить?
-- Нет. Да, нас ругают. Но, во-первых, в Минздравсоцразвития сидят адекватные люди, которые способны воспринимать в том числе и критические замечания. А во-вторых, регионы сами помогают нам проводить реформу. Они высказывают очень много идей по реформированию этой сферы. Все их предложения будут учитываться при составлении закона. Другое дело, что власти субъектов федерации хотят действовать уже исходя из постреформенной ситуации, что неправильно.
-- То есть?
-- Губернаторы говорят, что реформа пойдет сама и действовать они будут исходя из сложившейся ситуации. И в этом случае у нас во всех регионах будет своя модель системы здравоохранения. С моей точки зрения, это неверно. Нужно принимать политическое решение о том, что должно быть сделано для реформы во всей стране. За ним нужно принимать экономическое решение. Без денег реформировать здравоохранение невозможно. Нет денег -- нет реформы.
-- И какой объем средств нужен на реформу здравоохранения?
-- Еще 30% сверх того, что обещано отрасли в 2005-м. В ценах сегодняшнего дня это 140--150 млрд руб. помимо тех 480 млрд, которые уже выделены.
-- Откуда вы возьмете лишние деньги? Выделять их из федерального бюджета правительство не торопится. Многие регионы с трудом оплачивают свои обязательства по страховым взносам за неработающее население. Не придется ли в итоге оплачивать реформу работодателям, которые сегодня и так исправно переводят в казну единый социальный налог, частью которого являются и страховые взносы?
-- И работодателям в том числе. Нам кажется, что налоговую базу в системе обязательного медицинского страхования мы должны совершенствовать не только за счет пересмотра уровня тарифа, но и за счет других механизмов. Например, сейчас мы намерены рассмотреть вопрос о стоимости так называемого «страхового года». Это некая сумма, которую обязан будет заплатить каждый работодатель независимо от размеров своего фонда заработной платы, являющегося основой для расчета ЕСН. Если, к примеру, мы насчитаем, что медицинская помощь на одного человека стоит полторы тысячи рублей в год, то работодатель будет обязан внести эти деньги даже в том случае, если фонд зарплаты позволяет внести только 800 руб. Найти остальные 700 -- проблема работодателя. Еще мы хотим предложить отказаться от регрессной шкалы. В системе социального страхования богатый должен немножко заплатить за бедного. Все эти вопросы сейчас обсуждаются.
-- И когда же они поступят на рассмотрение в правительство?
-- Ответ на этот вопрос, а также на вопросы о том, как пойдет реформа и когда она завершится, станут известны после намеченного на осень заседания Госсовета.
Беседовала Анна ШПАК