|
|
N°110, 23 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агенты против арендаторов
Минтранс и «Росимущества» не могут договориться о схеме управления аэропортами
Министерство транспорта согласно передать «Росимущества» функцию заключения договоров с арендаторами аэропортов, несмотря на существующие между двумя ведомствами серьезные разногласия по поводу юридической сути подобных договоров. Министр транспорта России Игорь Левитин, заявив об этом вчера, сделал лишь одну оговорку: он настаивает, чтобы взаимоотношения управляющих аэропортами компаний с собственником-государством строились все же по схеме, предложенной Минтрансом. Также транспортное ведомство хотело бы взять под свой контроль российские аэродромы двойного базирования (используемые одновременно гражданскими и военными авиаторами). Но эта позиция г-на Левитина не находит понимания в Министерстве обороны России.
Проблема юридического оформления прав коммерческих организаций на управление государственным (не подлежащим приватизации) имуществом аэропортов приобрела остроту и общественный резонанс в феврале этого года, когда «Росимущества» через суд добилось расторжения договора на аренду подмосковного аэропорта Домодедово, заключенного семью годами раньше между государством и группой компаний «Ист Лайн». Попутно выяснились две вещи. Во-первых, что этот договор был единственным документом подобного рода, заключенным с управляющими компаниями федеральных аэропортов (в то время как ряд крупных воздушных узлов России управляется коммерческими фирмами без должного юридического оформления). Во-вторых, что общепринятой методики оценки аэропортового имущества и определения соответствующей арендной платы не существует. Более того, сама схема взаимоотношений коммерсантов-управленцев с государством -- собственником аэропорта разным ведомствам видится по-разному.
Вчера на «круглом столе», организованном Минтрансом, г-н Левитин констатировал, что с февраля большого прогресса в этой сфере не произошло. По его словам, министерство отстаивает заключение с управляющими компаниями именно арендных договоров. В то время как «Росимущества» предпочитает схему заключения договоров об оказании услуг (агентских соглашений). Финансовый смысл разногласий таков: в варианте Минтранса управляющая компания получает с авиакомпаний и субарендаторов аэропортовые сборы и другие виды выплат за пользование аэропортовым имуществом, перечисляя государству арендную плату, зафиксированную в договоре. Согласно схеме «Росимущества», казна напрямую получает все эти сборы и выплаты, отчисляя управляющей компании агентское вознаграждение (комиссию).
По мнению г-на Левитина, юридическое урегулирование отношений с операторами аэропортов должно не столько преследовать цель пополнения казны, сколько поддержания самих аэропортов в функциональном состоянии. Министр заявил, что, по его мнению, размер арендных платежей должен составлять не более 20% от сборов, получаемых оператором аэропорта с авиакомпаний и других клиентов. Предполагается, что в таком случае оператор будет располагать достаточными свободными средствами на ремонт и реконструкцию взлетно-посадочных полос и навигационного оборудования. Более того, и 20% сборов, предназначенных казне, г-н Левинтин считает разумным возвращать на поддержание и развитие аэродромной инфраструктуры. Министр пообещал в ближайшее время обратиться с таким предложением в Минфин.
Г-н Левитин сказал, что если «арендная» схема отношений с операторами аэропортов будет принята, Минтранс готов был бы даже передать «Росимущества» функцию заключения соответствующих договоров. Сейчас эта функция принадлежит подразделению Минтранса -- Федеральному агентству воздушного транспорта. Правда, из-за сохраняющихся разногласий с «Росимущества», агентство эту свою функцию реализует слабо. Например, новый договор на аренду Домодедово с февраля так и не заключен, группа «Ист Лайн» продолжает эксплуатировать его на базе временного соглашения.
Игорь Левитин высказался вчера также за передачу его ведомству контроля над аэропортами совместного базирования. Таких объектов в России сейчас 44, среди них столь крупные, как городские аэропорты Новосибирска (Толмачево) и Красноярска (Емельяново). Г-н Левитин заявил, что переход их под полный гражданский контроль облегчит привлечение частных инвестиций. Минобороны со своей стороны полагает, что это затруднит обеспечение стратегической безопасности страны.
Михаил КУКУШКИН